Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь всё кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят — здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё — положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну.
1825 год, конец Золотого века России. Империю, мощи которой нет равных, сотрясает попытка военного переворота. Мир меняется стремительно и навсегда...


ЖАНЕТТА ГРУДЗИНСКАЯ ПИШЕТ:
“С неделю назад Грудзинская верит в происходящее меньше прочих, раз — а то и два — теряет самообладание. Невозможно. Не верит. Ни с кем не хочется говорить, в то время как от количества советов начинает до невозможного болеть голова. Ссылаясь на это, старается почаще оставаться в одиночестве, а значит тишине, нарушаемой разве что разговорами где-то в ближайших комнатах. Советы благополучно оставались там же на какое-то время. Всё равно на следующее утро будет привычный уклад, ничего такого. Самообладание вернется уже за завтраком.”
[читать далее]

1825 | Союз Спасения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » 1825 | Союз Спасения » Немного истории и фактов » Гид по Санкт-Петербургу XIX века


Гид по Санкт-Петербургу XIX века

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/4/3/2/13841234.jpg
Ческий И., Вид Стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге с Невы. 1816 год.

Внешность площадей и улиц, наряды горожан, убранство бальных залов, внутренность ремесленных мастерских и мелочных лавочек, обиход дипломатических приемов и учебных заведений, все особенности петербургского уклада, даже рядовые и на первый взгляд малозначащие детали городского быта приобретают для нас серьезный смысл именно потому, что они помогают ощутить душевный стиль, поэтическую суть позабытых нами обычаев и нравов наших предков.

Вот как Николай Герасимович Помяловский описывает типичный петербургский дом и типичных петербургских обывателей:

«На Екатерининском канале стоит громадный дом старинной постройки. Он выходит своими фронтонами на две улицы. Из пяти его этажей на длинный проходной двор смотрит множество окон. Барство заняло средние этажи — окна на улицу; порядочное чиновничество — средние этажи — окна на двор; из нижних этажей на двор глядят мастеровые разного рода — шляпники, медники, квасовары, столяры, бочары и тому подобный люд; из нижних этажей на улицу купечество выставило свое тучное чрево; ближе к нему, под крышами, живет бедность — вдовы, мещане, мелкие чиновники, студенты, а ближе к земле, в подвалах флигелей, вдали от света божьего, гнездится сволочь всякого рода, отребье общества, та одичавшая, беспашпортная, бесшабашная часть человечества, которая вечно враждует со всеми людьми, имеющими какую-нибудь собственность, скрадывает их, мошенничает; это отребье сносится с днищем всего Петербурга — знаменитыми домами Сенной площади. Так и в большей части Петербурга: отребье и чернорабочая бедность на дне столицы, на них основался достаток, а чистенькая бедность под самым небом. В этом дому сразу совершается шесть тысяч жизней. Он представляется громадным каменным брюхом, ежедневно поглощающим множество припасов всякого рода; одни нижние этажи потребляют до осьми телег молока, огромное количество хлеба, квасу, капусты, луку и водки. На дворе беспрестанно раздаются голоса и гул, слышен колокольный звон к обедне, стук и гром колес по мостовой, в аптеке ступа толчет, внизу куют, режут, точат и пилят, бьют тяжко молотом по дереву, по камню, по железу; кричат разносчики, кричат старцы о построении храмов господних, менестрели и троверы нашего времени вертят шарманки, дуют в дудки, бьют в бубны и металлические треугольники; танцуют собаки, ломаются обезьяны и люди, полишинеля черт уносит в ад; приводят морских свинок, тюленя или барсука; все зычным голосом, резкой позой, жалкой рожей силится обратить на себя внимание людское и заработать грош; а франты летят по мостовой, а ступа толчет в аптеке, и тяжко-тяжко бьет молот по дереву, по камню, по железу».

В книге Иоганна Готлиба Георги «Описание Российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятных окрестностей оного», вышедшей в 1794 году, перечисляются десять частей, из которых состоит город.

«1. Первая Адмиралтейская часть, состоящая из 4 кварталов, между большой и малой Невой.

2. Вторая Адмиралтейская часть, имеющая 5 кварталов, между Мойкой и Екатерининским каналом.

3. Третья Адмиралтейская часть, содержащая 5 кварталов, между Екатерининским каналом и Фонтанкою.

4. Литейная часть, имеющая 5 кварталов, на левом берегу Фонтанки.

5. Рождественская часть имеет 3 квартала и находится на правом берегу Лиговского канала, под Невскою перспективою.

6. Московская часть, состоящая из 5 кварталов, на левом берегу Фонтанки под Литейной частью.

7. Каретная ямская часть имеет 3 квартала и находится на правом берегу Лиговского канала напротив Рожественской части.

8. Василийостровская часть (так в источнике. — Е. П.) заключает в себе восточную часть острова того же имени, большой и малой Невою и Кронштадтским заливом окруженного, до 13 линии. Что к западу от нее лежит, не считается более к городу. Эта часть имеет 5 кварталов.

9. Петербургская часть заключает в себе Санкт-Петербургский и близ оного лежащие острова, протоками Невы составляемые, и разделяется на 4 квартала.

10. Выборгская часть находится на правом берегу Невы и рукавов ее и имеет 3 квартала…»
Наиболее престижными считались Адмиралтейские части.
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/t383231.jpg

0

2

САНКТ-ПЕТЕРУБРГ 1828 ГОДА
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/590862.jpg

ПЕРВАЯ АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЧАСТЬ
1. Главное Адмиралтейство.
2. Зимний дворец.
3. Шепелевский дом, где жил В. А. Жуковский.
4. Экзерциргауз.
5. Министерство иностранных дел, министерство финансов, архивы.
6. Главный штаб.
7. Вольное Экономическое общество.
8. 2-ое почтовое «приемное место».
9. Гостиница «Лондон».
10. Губернские присутственные места.
11. Большой мещанский клуб («Шустер-клуб»).
12. Дом А. Я. Лобанова-Ростовского. Военное министерство.
13. Дом С. С. Уварова. «Арзамас».
14. Ресторан Андрие-Дюме.
15. Дом, где жил А. Х. Бенкендорф.
16. Дом С. В. Салтыкова.
17. Гостиница «Париж».
18. Аптека Х. Типмера.
19. Диорама Лекса.
20. Малый мещанский («Американский») клуб.
21. Дом А. А. Гунаропуло. Врачебная управа («Физикат»). Музыкальный магазин Брифа. Общество освещения газом Петербурга.
22. Генерал-губернаторский дом.
23. Дом, где жил А. С. Пушкин (1832–1833 гг.). Магазин мод Мальпар.
24. Обер-полицеймейстерский дом.
25. Панорама г-жи Латур «Париж в 1814 году».
26. Дом А. И. Коссиковского, где жили Н. И. Греч, А. С. Грибоедов. Ресторан Талон-Фельет. «Танцевальное собрание». Театр света г-жи Латур.
27. Дом, где жил М. А. Милорадович.
28. Контора для приискания домов, дач, квартир.
29. Английский магазин.
30. Кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже.

ВТОРАЯ АДМИРАЛТЕЙСКАЯ ЧАСТЬ
31. Дом С. Г. Волконской. Последняя квартира А. С. Пушкина (1836–1837 гг.).
32. Певческая капелла. 3-е почтовое «приемное место».
33. Минералогическое общество.
34. Реформатская церковь.
35. Демутов трактир.
36. Придворная больница.
37. Голландская церковь с домами. Голландский магазин. Музыкальный магазин Брандуса и Кє. Книжная лавка Ф. Белизара.
38. Церковь Св. Петра лютеранская с домами. Книжная лавка А. Ф. Смирдина. Магазины: «Благовонных товаров» Герке, «Ситцев» Битенпажа, музыкальный К. Рихтера.
39. Дворец Строгановых.
40. Воспитательный дом.
41. Училище глухонемых при Воспитательном доме.
42. Собор Казанской Божией Матери.
43. Собор Св. Исаакия Далмацкого.

0

3

Идем в гости к К.Ф. Рылееву по адресу: г. Санкт-Петербург, набережная р. Мойки, д. 72 (рядом с Мариинским дворцом)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/512322.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/972390.png

Архитекторы: Желязевич Р. А.Барановский Г. В.
Год постройки: 1805, 1853
В 1824 году адмирал Н.С. Мордвинов рекомендует Кондратия Федоровича на службу в Российско-Американскую компанию правителем канцелярии, поэтому поэт переезжает сюда с семьей и занимает почти весь первый этаж. Еще несколько комнат здесь занимал А.А. Бестужев-Марлинский, который вместе с Рылеевым выпускал альманах "Полярная звезда".
Дом в итоге приобрел статус штаб-квартиры членов "Северного общества", так как именно здесь рождались идеи для светлого будущего России, обсуждались которые почти ежедневно. До нас дошли и воспоминания о "русских завтраках", которыми поэт угощал друзей, состояли они из ржаного хлеба, кислой капусты и "очищенного русского вина".
На квартире, поэта-революционера Кондратия Федоровича Рылеева у Синего моста собирались члены тайного Северного общества.
Здесь было принято решение о вооруженном выступлении против самодержавия. После поражения восстания на Сенатской площади К. Ф. Рылеев был заключен в Петропавловскую крепость и 13 июля 1826 года казнен в числе пяти руководителей восстания декабристов.
11 сентября 2013 год в здании открылся ресторан.
Кто не поленится и дойдет, обязательно найдет табличку на современном фасаде исторического здания.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1878668/pub_5e09e23b98930900b61ba238_5e0ca7a45d6c4b00af465b80/scale_1200

0

4

Идем в гости к С.П. Трубецкому по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, д. 3 / Английская наб, д. 4.(старое название)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
https://i.imgur.com/Z9HbLxW.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/786465.png

Архитекторы: Воронихин А. Н. Тома де Томон Ж.-Ф.
Год постройки: 1790, 1820
В июле 1800 года Г. А. Строганов продал свое владение графине Александре Григорьевне Лаваль (урожд. Козицкой) (1772-1850), которая владела им до своей смерти. А. Г. Лаваль получила от матери очень богатое наследство. Ее отец, энергичный просветитель и статс-секретарь Г. В. Козицкий, позаботился о разностороннем образовании дочери. Александра Григорьевна поздно вышла замуж за Ивана Степановича Лаваля (Jean Francois de la Valle, 1761–1846) – французского эмигранта, который графский титул получил от короля Людовика XVIII, жившего в изгнании в Митаве. Как гласит предание – в награду за крупную ссуду из капиталов жены-миллионерши. Новоиспеченный граф, по отзыву Дениса Давыдова, «некрасивый, с брюшком и на тонких ножках», служил по Министерству иностранных дел, был церемонимейстером и редактором столичной газеты на французском языке. А. Г. Лаваль собирала в своем салоне известнейших литераторов Золотого века русской литературы – от А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова до В. А. Жуковского и П. А. Вяземского. На званых вечерах выступали приезжие и отечественные певцы и певицы. Светскую жизнь в особняке нарушило восстание декабристов, в котором был замешан князь С. П. Трубецкой, муж Екатерины – дочери Лавалей, последовавшей за ним в Сибирь. Спустя некоторое время приемы возобновились, но интересными были недолго. Супруги собрали отличную коллекцию античного и этрусского искусства, картин, которая в основном была приобретена Эрмитажем.
В 1806-1809 г.г. новая хозяйка поручила известному зодчему Тома де Томону новую перестройку особняка. Фасад получил нынешний классицистический вид (ионическая колоннада, завершенная ступенчатым аттиком), в том же стиле отделали и интерьеры. Из их числа до наших дней сохранились парадная лестница с ротондой, столовая с гризайльной росписью, «музеум», библиотека с плафоном и декоративными портретами знаменитых поэтов и философов. Вся художественная отделка отличается хорошим вкусом и качеством.
архитектор Ж. Ф. Тома де Томон.
1818 год. Огромный Белоколонный зал особняка, потолок и падуги которого были расписаны в 1818 году по эскизам автора – модного французского архитектора Т. Шарпантье, служил местом проведения балов.
2008 год. Здание Конституционного суда Российской Федерации
Особняк и корпус по Галерной улице передали Конституционному суду РФ. Этому предшествовала крупная реконструкция. К сожалению, после размещения Конституционного суда здания стали фактически не доступными для петербуржцев.
https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/22526/pub_5e09e23b98930900b61ba238_5e09f0201ee34f00b1a09256/scale_1200

0

5

Идем в гости к П.Г.  Каховскому по адресу: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.79

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/231952.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/996767.jpg

конец XVIII - начало XIX вв. - автор не установлен
1855 - арх.  Ланге Август Иванович- перестроен, включен существовавший дом
В 1825 г. в этом доме жил Петр Григорьевич Каховский  - член Северного общества (с января 1825), активный участник восстания на Сенатской площади. Каховский жил в этом доме недолго - до ареста, последовавшего после выступления на Сенатской пл. 25 декабря 1825 г. Как видно из следственного дела, он был арестован здесь 15 декабря (восстание было 14-го). (Опубликованы эти сведения, в частности в: Пб декабристов / Сост. и комм. А. Д. Марголиса. - СПб., 2000. С. 475., Liz)
Летом 1829 г. Н.В. Гоголь снял номер в "Неаполе" на сутки, чтобы сжечь там весь тираж своего неудачного произведения "Ганц Кюхельгартен". После чего сел на пароход и резко уехал в Любек.
Канал Грибоедова - один из самых живописных каналов города, через который переброшено множество пешеходных мостов. Канал создан в 1764-1790 гг. по руслу речки Кривуши, бравшей начало у нынешней площади Искусств. Автором проекта канала и первого гранитного моста через него был военный инженер И. М. Голенищев-Кутузов, отец полководца. При прокладке водной магистрали он сохранил изгибы русла Кривуши, берега которой были одеты в гранит.
1767 год. Канал получил название Екатерининский — «от блаженно царствующей ныне императрицы» Екатерины II. Новое название распространялось постепенно, по мере выполнения работ.
1764-1790 канал Екатерининский. Повелением Екатерины II канал был вычищен, углублен, укреплены берега и сооружены гранитные набережные. При проведении работ естественные изгибы русла реки Кривуши были в основном сохранены, набережные оградили чугунными решетками.
Лишь к 1930 году канал переименуют в канал писателя Грибоедова.
https://p1.citywalls.ru/photo_11-11405.jpg?mt=1273625807

0

6

Идем в гости к С.И. Муравьёву-Апостолу по адресу: г. Санкт-Петербург, Офицерские казармы лейб-гвардии Семеновского полка (Загородный пр-кт, 50; Загородный пр-кт, 54; Рузовская ул, 2)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/627846.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/755048.jpg

Загородный просп., д. 50; не сохр.;
Загородный просп., 54 - Рузовская ул., 2;
1901, перестроен, включено существовавшее здание, арх. А.К.Зверев
Адрес: Загородный пр-кт, 50
Загородный пр-кт, 54
Рузовская ул, 2
С 1723 полк размещался в Санкт-Петербурге постоем, с 1739 - в полковой слободе на терр. между современным Загородным просп., Звенигородской ул., Обводным кан. и Московским просп. (см. Семенцы). В 1797-1809 на территории вокруг полкового плаца (ныне Пионерская площадь), вдоль Загородного просп., Рузовской и Звенигородской улиц построены казармы полка (арх. Ф. И. Волков под рук. арх. Ф. И. Демерцова). Полковой храм - Введенский собор (разрушен в 1932). От названия Семеновский полк происходит наименование Семеновского моста через р. Фонтанку и Семеновской площади.
Район, ограниченный современным Московским проспектом, Звенигородской улицей, Обводным каналом и Фонтанкой, во втор. пол. XVIII – XIX вв. именовался «Семенцы» (Семеновская слобода, Семеновский полк), что было связано с размещением на этой территории лейб-гвардии Семеновского полка. Рузовская улица возникла во второй половине XVIII века, как одна из улиц,
отведенных под расположение 5-й роты Семёновского полка. Поначалу на улице было разрешено строительство только солдатских казарм и домов младших офицерских чинов. Но так как они не заняли всей отведённой земли, то постепенно улица стала застраиваться обывательскими домами.
Строительством казарм по Загородному проспекту руководил сам Ф.И. Волков, возведением казарм по Звенигородской – адъютант шефа полка полковник Путилов (по выходе Путилова в отставку на его место определен гардеробмейстер Геслер), а казарм по Рузовской, фурштатского двора и госпиталя – Ф. И. Демерцов. Работы велись под непосредственным наблюдением в.к. Александра Павловича, будущего императора Александра I, который был шефом Семеновского полка.
Большинство построек военного городка искажено поздними перестройками. В 1810-1820-х гг. казармы перестраивались по проектам архитекторов Х. Мейера, А. Тимофеева и С.И. Косолапова. Перестройки осуществлялись в 1840-е гг. архитектором И.Д. Черником. В 1855 г. здания были капитально отремонтированы по проекту архитектора А.П. Мельникова, при этом их внешний облик был изменен.

В 1808 -  1810 гг. по проекту инженера И.К. Герарда, составленному в 1804 г., по трассе современной улицы Введенского канала был прорыт небольшой проток от Фонтанки до Обводного канала. Первой время он назывался Новым каналом, затем – Введенским, так как проходил рядом с полковой церковью. Канал прорезал западную часть Семеновского плаца. Параллельно каналу по территории Семеновского военного городка в 1836 – 1837 годах была проложена первая в России железная дорога, связавшая Петербург с Царским Селом.
В 1816-1817 гг. на восточной стороне Рузовской ул., ближе к Обводному каналу, для лейбгвардии Егерского полка арх. А.Е. Штаубергом были построены НовоЕгерские казармы (дома №№ 10-16), которые сохранились до настоящего времени и представляют собой два вытянутых на чётной стороне улицы Побразных двухэтажных корпуса на полуподвальном этаже из красного кирпича.
И из этих строений выходит Семеновский полк во время бунта.
Возмущение прорвалось 16 октября 1820 года. В этот день, согласно подлинным словам судного дела, «во время ученья, когда не был еще сведен полк и роты учились отдельно, 2-я рота, кончив ружейные приемы, стояла вольно. Ротный командир, увидя приближающегося полковника, скомандовал: «смирно!» При этом один из рядовых (Бойченко), исполнявший естественную надобность, стал во фронт, не успев застегнуть мундир. Тогда Шварц подбежал к нему, плюнул ему в глаза, потом взял его за руку и, проводя по фронту первой шеренги приказывал рядовым на него, Бойченку, плевать. Сверх того, некоторых из нижних чинов, имеющих знаки отличия военного ордена, он наказал тесаками».
Царь и его приближенные не ошибались в своих предположениях, что в семеновской истории без влияния офицеров дело не обошлось!.. И.А. Клейнмихель уже через 4 дня после первого волнения в полку писал Аракчееву, что он «в душе своей уверен, что заговор сей происходит не от солдат; к сему делу есть наставники, и хотя пишут, что офицеры в оном не участвуют, но верить сему мудрено». А.А. Закревский высказывал в письме к царю, сомнение в том, чтобы солдаты сами решились на возмущение, «если бы не были кем-нибудь особенно к тому, подучены и даже руководимы. Зачинщики и руководители, вероятно, окажутся не из нижних чинов сего полка... Офицеры доказали свою неспособность командовать и даже не заслуживают звания, ими носимого. По одной разве молодости и неопытности извинительно иметь к ним некоторое снисхождение. По тем же причинам могли они быть завлечены к неуважению начальства нынешними событиями в Европе, событиями, произведенными вольнодумством и т.н. либеральными идеями».

Закревский признает, что «сия зараза гнездится между офицерами и других полков... командиры прочих гвардейских полков... оказали свою неспособность… каждый почти не был уверен в своих подчиненных и страшился, чтобы у него того же не произошло».

Офицеры-семеновцы, многие из которых впоследствии приняли видное участие в декабрьском восстания 1825 года, — почти все были в 1820 г. настроены оппозиционно и, несомненно, влияли в этом смысле на солдат. Правда, они не стремились использовать восстание 17 октября в революционных целях и даже старались успокоить волнующихся солдат, не дать бунту разрастись, хотя это было возможно, если бы офицеры проявили только безучастность к движению. Флигель-адъютант Бутурлин полагал даже, и высказывал это в письме к царю, что стоило кому-нибудь из гвардейских офицеров стать во главе солдат и побудить их взяться за оружие, и «все пошло бы к черту!»
https://p3.citywalls.ru/photo_29-30463.jpg?mt=1273625807

0

7

Идем в гости к Е.П.Оболенскому по адресу: г. Санкт-Петербург,  Марсово поле, 3

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
https://i.imgur.com/VY2rOPp.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГhttps://i.imgur.com/oXLX5BX.jpg

Первая жилая застройка на участке дома №3 по Марсову полю появилась в 1720-1730-х годах. В начале XVIII века участок принадлежал Александру Ивановичу Румянцеву, чьим сыном был будущий фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев. В 1800 году особняк был перестроен архитектором Л. Руска для генерала Михаила Петровича Румянцева.

В первой половине XIX века в корпусе со стороны Аптекарского переулка (дом №4) жил генерал-лейтенант Карл Иванович Бистром, которого солдаты чаще называли Быстровым. В 1825 году на его квартире жили старшие адъютанты генерала князь Евгений Петрович Оболенский и Яков Иванович Ростовцев. Первый участвовал в восстании декабристов и 30 лет провёл в ссылке к Сибири. Второй вошёл историю благодаря тому, что за два дня до восстания предупредил великого князя Николая Петровича (Николая I) о предстоящих событиях.

18 февраля 1756 г. в доме Александра Ивановича Румянцева (наб.р.Фонтанки, 116) была освящена церковь, которую после смерти графа унаследовала его вдова - статс-дама Мария Андреевна Румянцева (урожд. Матвеева). В 1763 г. владелица перенесла церковь на Марсово поле в дом сына (Марсово поле, 3) - знаменитого полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского. После кончины фельдмаршала церковь в 1797 г. перешла к его сестре - княгине Дарье Александровне Трубецкой, в том же году перенесена на новое место. 
Кто дойдет и найдет, на доме есть мемориальная табличка. Мемориальная доска Е. П. Оболенскому:"Здесь в 1817-1824 годах жил декабрист Евгений Петрович Оболенский, один из руководителей вооруженного восстания против самодержавия 14 (26) декабря 1825 года" Установлена в 1992 - арх. Ознобишина Т. Н., ск. Карпова Н. А. (гранит, бронза).
В начале XVIII века к западу от Летнего Сада была незастроенная территория, которую называли «Потешное поле» или «Большой», а позже «Царицын луг». На лугу проходили военные парады. В 1798—1801 годах там были установлены памятники полководцам П. А. Румянцеву (архитектор В. Ф. Бренна), и А. В. Суворову (скульптор М. И. Козловский). В 1818 году Румянцевский обелиск перенесли на Васильевский остров, но за площадью утвердилось название Марсово поле (подобно Марсову полю в древнем Риме и Париже). С 1918 по 1944 год называлось площадь Жертв революции.       

https://p1.citywalls.ru/photo_346-355017.jpg?mt=1532000832

https://p0.citywalls.ru/photo_83-85184.jpg?mt=1302873207

0

8

Идем в гости к А.П. Арбузову по адресу: г. Санкт-Петербург,  Казармы Гвардейского экипажа (Римского-Корсакова пр-кт, 22)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
https://i.imgur.com/LIav0w5.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
https://i.imgur.com/BWPzczb.jpg

Год постройки: 1797
1737 - Участок морского полкового двора
Дом купца Анурьева, Дом купца У. Иванова
1797 - строительство казарм
1819 - Казармы Морского Гвардейского экипажа
1853 - воен. инж. Пасыпкин Михаил Александрович, воен. инж. Матюшин - перестройка 

В начале XIX в. комплекс зданий экипажа занимал всю территорию между кан. Грибоедова, Крюковым кан. и пр. Римского-Корсакова.
Морской Гвардейский экипаж сформирован в 1810 г. из придворных гребцов и яхтенной команды. Боевое крещение получил в войне 1812 г. Отличился в битве при Кульме.
Первоначально Гвардейский морской экипаж размещался в районе Галерной гавани, затем в Литовском замке на Офицерской ул.
Внутри здания на лестничной площадке вмурованы в стену турецкий герб и мраморная доска с главных ворот турецкой крепости Рущук в Болгарии, взятые гвардейцами в качестве трофея.
1940-е-1950-е гг. - надстройка двух этажей с сохранением исторической стилистики построек.
В советское время в здании располагались службы Ленинградской военно-морской базы. Она была военно-морской базой прямого подчинения, то есть подчинялась не командующему Дважды Краснознаменным Балтийским флотом, а напрямую Главнокомандующему ВМФ СССР. Полное название - Краснознаменная Ленинградская военно-морская база, краткое - ЛенВМБ. В конце 90-х гг. ХХ века все службы были переведены в другое место, сейчас казармы находятся в запустении и постепенно разрушаются.

https://p3.citywalls.ru/photo_140-143363.jpg?mt=1352800206

https://p0.citywalls.ru/photo_42-43060.jpg?mt=1273955305

0

9

Идем в гости к М.П. Бестужеву-Рюмину по адресу: г. Санкт-Петербург,  Демута гостиница (наб. р. Мойки, 40 / Б. Конюшенная ул., 27)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
https://i.imgur.com/EaCBxRj.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
https://i.imgur.com/soF4qvW.jpg

Как мы знаем, С.И Муравьёв-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин до 1820 года служили в Семёновском полку и,вероятно, жили в одних и тех же казармах. Но, Михаил Павлович, вероятно, в поисках отдыха и вдохновения, жил в Демутовом трактире.
Гостиница "Демут" - лучшая и популярнейшая в Петербурге конца XVIII - начала XIX в. С ней связаны судьбы литературных героев. Здесь Самсон Вырин нашел свою дочь Дуни и увезшего ее гусара Минского ("Станционный смотритель А. С. Пушкина). В гостинице Демута оборвалась жизнь Зинаиды Дольской - героини рассказа И. С. Тургенева "Первая любовь".

За гостиницей Демута, или Демутовым трактиром, прочно закрепился адрес по наб. Мойки, 40, что не совсем верно: данный участок, как и все соседние, был сквозным. Он всегда выходил и на Б. Конюшенную ул. И если по началу цепочка усадеб парадной стороной была обращена к реке, то в XIX в. на улице появились не менее представительные дома.

Гостиницу Демута, просуществовавшую более столетия, уже в XIX в. относили к "числу древностей столичного Петербурга". Основал ее французский виноторговец Филипп-Якоб Демут не позднее 1770-х гг. На приобретенном им участке уже стояли дом на набережной, меньших размеров флигель на Б. Конюшенной ул. и другие строения. в т.ч. поперечный дворовой корпус с каменным низом и деревянным верхом. Известность и посещаемость заведения непрерывно росла. Одна из причин - удобное расположение, почти в центре города, привлекавшую сюда и аристократическую публику и деловых людей. Иногда в гостинице давались музыкальные концерты.

К началу XIX в. гостиница состояла из нескольких корпусов, свободно размещенных на просторном дворе. На Мойку выходил двухэтажный каменный дом. а на Б. Конюшенную - трехэтажный. Последний был выше и вместительней. Вероятно он был построен в 1796 г., когда Демут расширил свое заведение. На половине участка ближе к улице располагались также и продольные дворовые флигели с номерами. Т. о. основная часть гостиницы уже тогда переместилась  с набережной на улицу. Фасад по Б. Конюшенн6ой отличался простотой форм, свойственных строгому классицизму. Ровная гладь стен завершалась треугольным фронтоном.

После смерти Ф.-Я. Демута в 1802 г. владелицей стала его дочь Елизавета Тиран. передавшая управление делами французу Гюге. Но название "Демут" продержалось еще долгие десятилетия.

Демутов трактир - первый петербургский адрес А. С. Пушкина. Сюда он прибыл, приехав в столицу в июле 1811 г. вместе с дядей В. Л. Пушкиным, занимавшимся определением юноши в Царсосельский лицей. Впоследствии поэт не раз жил здесь. В гостинице в разные годы проживали П. Я. Чаадаев, А. С. Грибоедов, К. Н. Батюшков, А. Мицкевич.
В разное время тут останавливались польский поэт А. Мицкевич, генералы М. И. Платов, А. П. Ермолов, гос. деятель М. М. Сперанский, декабристы Г. С. Батеньков, П. И. Пестель, А. А. Бестужев, М. П. Бестужев-Рюмин, поэт К. Н. Батюшков, писатель А. И. Герцен и др.
С начала XIX в. здания гостиницы сильно изменились. Еще в 1832-1833 г. по заказу "майорши" Тиран на набережной был возведен по проекту арх. Г.-Р. Цолликофера новый трехэтажный лицевой корпус. В 1850-х гг. здание принадлежало уже надворному советнику Степану Воронину, который сдвал помещения в аренду гостинице "Демут". По проекту арх. А. С. Кирилова, утвержденному в 1851 г., были сооружены новые продальные четырехэтажные флигели, образовавшие замкнутый двор на половине участка у Б. Конюшенной ул. А в 1855 г. было разрешено переделать по чертежам Кирилова и обращенный на улицу корпус: "надстроить четвертый этаж, на фасаде вновь сделать пилястры, фронтоны, парапет с балюстрадом, над окнами сандрики, балконы и другие украшения". В результате перестройки фасад стал более представительным.
Позднее дом перешел по наследству статскому советнику А. С. Воронину. В 1867 и 1873-1874 гг. академики архитектуры Р. А. Гедике и П. К. Нотбек реконструировали и расширили дворовые строения, во дворе был устроен сад с бассейном. С 1876 г. гостиница арендовала дом у нового владельца  - купца 2-й гильдии А. А. Ломача. По его заказу в 1876-1877 гг. выполнялись значительные работы внутри участка. Руководил ими арх. К. К. Андерсон. Во дворе он построил новый зал с водяным отоплением, который скоро был расширен и в нем открылся театр "Фантазия". Тогда же появилось двухярусное сооружение "для паровой прачешной и помещения парового локомобиля для освещения электричеством находящейся в доме гостиницы..."
В 1890-х гг. в здании размещалось Управление казенных жел. дорог. В нач. 20 в. участком владели вел. князья Кирилл и Борис Владимировичи, здания перестроены под доходный дом (1911, 1914, арх. Н. И. Алексеев). До 1914 здесь размещались Русский торгово-промышленный банк, Об-во пароходства по Волге и др. В 1929 в помещениях быв. ресторана разместился ПионерТРАМ (Театр рабочей молодежи), а в 1934 - Новый ТЮЗ (Театр юного зрителя). С осени 1939 здесь начал работать Театр эстрады. Часть здания занимает первое в стране Гор. бюро путешествий.

https://p0.citywalls.ru/photo_15-15800.jpg?mt=1273625807

https://p2.citywalls.ru/photo_15-15798.jpg?mt=1273625807

0

10

Идем в гости к М.А. Бестужеву ( не путаемся в паролях-явках-именах) по адресу: г. Санкт-Петербург, Дом Гурьева, кв. П.М.Бестужевой (7 линия, 18)

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
https://i.imgur.com/J4AhfN9.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
https://i.imgur.com/5CV4G5C.jpg

В годы службы отца в Академии художеств семья жила в одном из академических домов на 4-й линии. Об адресе стало известно из документов о выселении вдовы А.Ф. Бестужева: «На заседании Совета Академии 27 января 1812 года было принято специальное решение, чтобы г-жа Бестужева занимаемый ею дом по 4-й линии очистила». Может быть, это решение касалось дома, где находилась эфесная фабрика ее мужа, доставшаяся ей по наследству, а жили они, как упоминают некоторые литературные источники, на 5-й линии в маленьком деревянном доме с садом, стоявшем на участке современного дома № 40? Пока уточнить не удалось. По сведениям исследователя Васильевского острова Г.Ю. Никитенко, в этом домике семья Бестужевых жила в 1800-е годы, когда глава семьи еще служил в Академии художеств. Впрочем, сын Михаил в своих воспоминаниях пишет, что с академической квартиры они переехали на 7-ю линию в дом мещанина Гурьева. По описанию знатока Пушкинского Петербурга А. Яцевича, дом представлял собой небольшое двухэтажное строение в семь окон с интересными пилястрами и наличниками. Посредине располагалось высокое крыльцо со ступенями по обеим сторонам подъезда. Постройка здания относилась к первой половине XVIII века. В свое время оно являлось, вероятно, одним из лучших частных домов на острове. Первоначально дом был покрыт черепицей и только весной 1824 года его перекрыли железом. Чертеж фасада гурьевского дома, относящийся к этому же году, приведен ниже.

Этот небольшой домик с очень высокой крышей устоял на углу 7-й линии (участок дома № 18) и Глухого переулка (сейчас Днепропетровский) вплоть до девятисотых годов.
1720-1730-е Дом С. Г. Долгорукого
Двухэтажный, на подвалах, дом, возведенный примерно в одно время с соседним, в 1730-х годах принадлежал Сергею Григорьевичу Долгорукому.
Начало
XIX века Дом Ф. Кременса  Владельцем участка был надворный советник Ф. Кременс.
1820-1850-е Дом М. М. Гурьева
Хозяином дома числится мещанин, затем купец М. М. Гурьев, его наследники.
1820-е Квартира Бестужевых
В доме Гурьева снимала квартиру семья Бестужевых: мать, дочери и пятеро сыновей, четверо из которых — Николай, Александр, Михаил и Петр — были членами Северного тайного общества, организовавшего 14 декабря 1825 года восстание на Сенатской площади. У Бестужевых бывал польский поэт Адам Мицкевич (1798-1855). Именно у них он вместе с друзьями по Виленскому университету Малявским и Ежевским встречал новый, 1825 год.
Горестные воспоминания о трагических днях декабря вынудили мать Бестужевых с дочерьми покинуть дом Гурьева на 7-й линии и переселиться на 15-ю линию в дом купца Штильцова. Здесь ей суждено было пережить смерть двух сыновей: Петр сошел с ума на Кавказе и умер в сумасшедшем доме, а талантливый писатель Александр был убит в бою за мыс Адлер в июле 1837 года; незадолго до гибели он успел оплакать смерть Пушкина. Цензор А.В. Никитенко, получив вскоре известие о гибели самого А. Бестужева-Марлинского, с горечью записал в своем дневнике: «Новая потеря для нашей литературы: Александр Бестужев убит. Да и к чему в России литература!»
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/641862.jpg

0

11

Идем в гости к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу по адресу: г. Санкт-Петербург, Дом Гурьева, Большая Морская ул., 38

ПЛАН ГОРОДА 1825 ГОДА
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/896425.jpg

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ
http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/201581.jpg

С начала 1760-х гг. трехэтажный каменный особняк на этом участке принадлежал И. П. Елагину, приближенному Екатерины II, с 1766 г. управлявшему театрами.

В особняке Елагина собиралась масонская "Ложа муз", в которой И. П. Елагин был магистром. У него останавливался легендарный авантюрист Калиостро, прибывший в Петербург в 1799 г.

В 1802 г. дом был приобретен казной, и в нем разместили канцелярию военного генерал-губернатора Петербурга.

В 1818-1825 г. в доме на казенной квартире, занимавшей целый этаж, жил герой Отечественной войны 1812 г. граф М. А. Милорадович. После гибели Милорадовича в декабре 1825 г. в доме поселился новый военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов.

В 1830-х гu в доме №38 жил новый генерал-губернатор Пётр Кириллович Эссен. Ежегодно на святках у него устраивался бал, на одном из которых присутствовал М. Ю. Лермонтов. Именно по проекту Эссена в Санкт-Петербурге провели нумерацию домов по улицам, а не по кварталам. В 1830-1840-х гг. здание перестраивалось, здесь соорудили башню оптического телеграфа. Эту башню разобрали в 1842 г., её заменил купол с крестом церкви Николая Чудотворца.
ом Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора находился на участке, расположенном на Большой Морской ул., 38. Это было трехэтажное здание с каланчой; главный его фасад выходил на Большую Морскую ул., а задний – на наб. р. Мойки. Благодаря каланче, чья высота достигала 12 метров, это не слишком высокое здание (около 7 саженей, примерно 15 метров) доминировало над окружающей застройкой.

Поэтажные планы здания 1846, 1857 гг. дают представление о предназначении его внутренних помещений. Здесь, наряду с резиденцией военного генерал-губернатора, размещалась и его канцелярия, занимавшая весь второй этаж флигеля, выходящего на Большую Морскую ул. На втором этаже находились также казначейская, квартира чиновника при выдаче подорожных, квартира гувернера (4 комнаты), людские, кухня и часть генеральских помещений: буфет, столовая, гостиная, кабинет, бильярдная. На третьем этаже размещалась основная часть семейных апартаментов генерал-губернатора. Они состояли из двух половин: генеральской и его супруги. Генеральская половина состояла из его кабинета, спальни, уборной и лакейской. Половина супруги была обширнее: она включала в себя спальню, уборную, 6 детских комнат, цветочную, переднюю, буфетную, гостиную, залу, девичью и помещения для прислуги.

На третьем этаже находились также домовая церковь, передняя и служебные помещения: приемная, фельдъегерская и 3 комнаты для собрания комитетов. На первом этаже размещались квартира правителя канцелярии, квартира казначея, помещения для женатых и холостых сторожей, для жандармов, кучерская, кухни, ледник, баня, ванная и другие подсобные помещения. Там же находились 3 конюшни на 9 лошадей.

После упразднения института генерал-губернаторства и, соответственно, должности Санкт-Петербургского военного генерал-губернатора в 1866 г. здание перешло к Санкт-Петербургскому обер-полицмейстеру для его управления и личных апартаментов.

Затем в нем непродолжительное время находилось Градоначальство.

И, наконец, в 1871 г. его передали Обществу поощрения художеств, которое находилось здесь до прекращения своей деятельности в 1929 г.

В 1877-1878 гг. здание перестроили по проекту М. Е. Месмахера, а в 1890-1893 гг. оно претерпело капитальную перестройку, произведенную И. С. Китнером, получив существующий доныне облик.
с 2009: ООО Арт-БуфетЪ" ресторан Дома художников - Большая Морская ул., 38

         Примечание: Бизнес-ланчи, фуршеты, банкеты, свадьбы; 2 зала на 50 и 100 гостей,  живая музыка.

           Кухня: восточная, европейская, итальянская, русская, украинская, французская, авторская кухня

        "Гильдия Живописцев Санкт-Петербурга" - Большая Морская ул., 38

            Примечание: Объединение профессиональных художников-живописцев с целью сохранения петербургской профессиональной школы

            живописи; ненормированный рабочий день

        "Голубая гостиная" галерея Санкт-Петербургского союза художников - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

            Примечание: Работы современных художников, живопись, графика, прикладное искусство

         "Мир Бумаги" салон ООО "ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 2 этаж

         Примечание: Бумага для художников, дизайнеров, полиграфии; канцелярские товары, пенокартон

         ООО ТМ Блик" - Большая Морская ул., 38; 1 и 2 этажПримечание: Товары для художников

         Выставочный центр Санкт-Петербургского Союза художников России - Большая Морская ул., 38

         Галерея современного искусства - Большая Морская ул., 38

         Персональная творческая мастерская Остроумова Е.А. - Большая Морская ул., 38

         Примечание: Реставрация икон и мебели, воссоздание резьбы по дереву, позолотные работы

         Союз художников Санкт-Петербурга - Большая Морская ул., 38

Союз художников Санкт-Петербургский - Большая Морская ул., 38

https://p1.citywalls.ru/photo_157-161345.jpg?mt=1368377280

https://p3.citywalls.ru/photo_11-11719.jpg?mt=1273625807

0

12

Теперь вы знаете, куда пойти, куда податься в Санкт-Петербурге. А если и этого вам окажется мало, то милости просим облюбовать главные достопримечательности столицы.
Адмиралтейство.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Admiralty_SPB.jpg

Как ни велик был град Петров, но с относительно невысокой смотровой площадки посреди столицы — с верхней террасы башни Адмиралтейства — открывалась вся картина города, вплоть до дальних его окраин.
Само здание Адмиралтейства — топографический центр столицы — после перестройки его в 1806–1823 годах стало и архитектурной сердцевиной Петербурга. Зодчий А. Д. Захаров счастливо нашел формулу, соединившую заветы уходящего века и стремления нового. Здесь впервые воплотились те грандиозные великодержавные идеи, что были потом развиты в классических столичных ансамблях и стали неразрывны с понятием «петербургская архитектура»: настежь распахнутые просторы Невы и парадных площадей, спорящая с ними бесконечная гладь мощных стен с уходящими вдаль рядами окон. Шеренги стройных белых колонн. Дерзко вычерченные пролеты огромных арок. И всегда во всем — математическая точность, ясность, соразмерность.

Дворцовая площадь

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Ансамбль_Дворцовой_площади._Дворцовая_площадь%2C_Санкт-Петербург._2.jpg/800px-Ансамбль_Дворцовой_площади._Дворцовая_площадь%2C_Санкт-Петербург._2.jpg

Стоя на восточной террасе адмиралтейской башни, наблюдатель прежде всего видел Дворцовую площадь. До конца 1810-х годов всю ее сторону, противоположную Зимнему дворцу, занимал ряд разноликих домов. В 1820-е годы их сменило широко развернувшееся здание Главного штаба. Оно вырастало на глазах Пушкина. Строил его архитектор Карл Росси. Художественные идеи, предложенные Захаровым, он применил с блестящим искусством.
В 1834 году по проекту архитектора Огюста Монферрана в центре площади воздвигли Александровскую колонну — цельный гранитный столб с фигурой ангела на вершине. Высота памятника — 47,5 метра. Тогда это было самое грандиозное в мире сооружение такого рода: выше колонны Траяна в Риме, выше Вандомской колонны в Париже.
Восточную сторону площади занимало длинное двухэтажное здание Экзерциргауза, к которому примыкал большой двор, обнесенный невысокой оградой. В ненастную погоду в Экзерциргаузе обучали солдат строевым движениям — «экзерцициям». Примечательно, что здание это располагалось подле самого царского дворца.

Царицын луг /Марсово поле

https://cdn25.img.ria.ru/images/150082/29/1500822954_0:261:3150:2048_600x0_80_0_0_5524ca6dbf5455b27d6c9fe333a4a6c0.jpg

Выше по Неве, соединенное с Дворцовой площадью Миллионной улицей, открывалось Марсово поле (Царицын луг) — широкое и пустынное. По обеим сторонам его поднимались здания Мраморного дворца и Михайловского (Инженерного) замка. В пушкинское время и эта площадь получила свое архитектурное завершение, когда в конце 1810-х годов по проекту В. П. Стасова здесь было построено здание Павловских казарм. Узкая лента Лебяжьей канавки отделяла Царицын луг от старинного Летнего сада.

Смольный собор. Смольный институт

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118017/pub_5c6163d793746600ac4e81b8_5c6183f8e9ed8e00ac23e7bf/scale_1200

Далее на берегу Невы возвышался пятиглавый собор Смольного монастыря. По соседству с ним располагалось здание Смольного института.
Район города, примыкавший к Смольному, — самую высокую часть города — в просторечии именовали Песками: из-за редкого для столицы сухого песчаного грунта.В здании Смольного института располагалось первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. Свое название он получил из-за близости к Смольному собору, построенному на месте дегтярного завода. Институт основан по указу Екатерины II в 1764 году, и первоначально назывался «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Это общество, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Начиная с 1918 года здание занимают органы городского управления - Ленсовет.
Сегодня в здании располагается городское правительство.
Воспитанницы института носили платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. На выпускном экзамене смолянок присутствовал император.
За Смольным, на правом берегу Невы, среди лугов и перелесков виднелись избы охтинских селений.

Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор

https://russo-travel.ru/upload/medialibrary/389/389ad92d8734a4c9058321fde7d3c9b7.jpg

Взглянув в другую сторону — вниз по течению Невы, — наблюдатель видел перед западным фасадом Адмиралтейства огромную Петровскую (или Сенатскую) площадь с памятником Петру и соседнюю с нею Исаакиевскую площадь.
Обе площади были перегорожены заборами, завалены глыбами гранита, бревнами, досками, заставлены избами и сараями. С 1818 года здесь на месте небольшой старой церкви начали строить по проекту О. Монферрана новый Исаакиевский собор. К 1830-м годам собор уже поднимался на границе двух площадей исполинской рощей гранитных стволов. «Вчера поднята, в присутствии высочайших особ, последняя гранитная колонна Исаакиевского собора, — сообщал в августе 1830 года хроникер газеты „Северная пчела“. — Исполинские столпы сии, и отдельно стоящие, производят очаровательное действие: что будет, когда выведены будут позади их стены! Живя на сей площади и глядя ежечасно на сии колонны, я попривык к этой картине, но не могу удержаться от изумления, когда человек подойдет к базе — тут, в соразмерности с ростом человеческим, является грозное и спокойное величие сих столпов. Начинают возвышаться и стены собора…» В одном из временных деревянных домиков, стоявших возле строящегося Исаакия, любопытствующие могли увидеть тщательно исполненную модель будущего собора.

Дом Лобанова-Ростовского

https://s.azboguide.com/places/138/13898.1920x1920.jpg

На стыке трех площадей — Петровской, Исаакиевской и Адмиралтейской — в конце 1810-х годов Монферран построил роскошный особняк по заказу князя А. Я. Лобанова-Ростовского, тот самый дом «на площади Петровой», который Пушкин упомянул в «Медном всаднике»:

…дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом,
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые…
Дом Лобанова-Ростовского (в обиходе дом со львами) — памятник архитектуры, бывшая дворянская резиденция, возведённая в 1817—1820 годах для князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского[1] по проекту Огюста Монферрана в стиле классицизм. Расположен в Санкт-Петербурге по адресу Адмиралтейский проспект, 12, Вознесенский проспект, 1 или Исаакиевская площадь, 2. Скульптуры на фасаде (в том числе легендарные львы у парадного входа) выполнены Паоло Трискорни.

За Исаакиевской площадью виднелись отрезок Мойки и Большая Морская улица с пожарной каланчой. Западнее, там, где позже был разбит Конногвардейский бульвар, блестела лента Адмиралтейского канала. От его набережной и до Невы вдоль Сенатской площади поднялись новые здания Сената и Синода, построенные в 1829–1834 годах по проекту К. И. Росси. Под соединившей их мощной аркой начиналась Галерная улица.
Короткая Михайловская улица вела от Невского к Михайловскому дворцу. И улица и дворец появились лишь в середине 1820-х годов. Прежде — Пушкин застал это время — здесь пролегала «малопроезжая улица», за которой начинались огороды.

https://theartshop.ru/wa-data/public/photos/15/00/15/15.970.jpg

https://kuda-spb.ru/uploads/c4278cc73b43a4654c76a215639191af.jpg

Еще моложе были Александринский театр (открыт в 1832 году) и проложенная за ним Театральная улица, по бокам которой стояли всего два здания — каждое почти в четверть километра длиной. На площади у Чернышева моста через Фонтанку, куда выходила Театральная улица, виднелись здания министерств — народного просвещения и внутренних дел. Их тоже тогда достраивали. И Михайловский дворец, и Александринский театр, и Театральная улица, и здания министерств — творения К. И. Росси.
На другом берегу Фонтанки, над пестрыми грядами крыш маленьких, по преимуществу одноэтажных и двухэтажных домиков, там, где начиналась старая Ямская слобода, высились главы Владимирской церкви и трехъярусная ее колокольня. Еще дальше, сквозь серую дымку пыли, поднятую над Невским проспектом вереницами карет и всадников, взгляд различал красноватые башни и стены Александро-Невской лавры.

Зимний дворец

https://www.etoretro.ru/data/media/20/1365094163bc6.jpg

Это величественное здание, построенное знаменитым русским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли (1700 — 1771) в 1754—1762 годах, высится на набережной Невы, поражая стройностью пропорций и пышностью убранства, характерного для барокко середины XVIII века, вобравшего лучшие традиции европейского зодчества этого художественного направления и декоративизм русской архитектуры предшествующего столетия.
Существующий Зимний дворец был пятым по счету. Первый Зимний дворец построил Доменико Трезини (ок. 1670 г. — 1734) еще в 1711 году на участке вблизи Невы, восточнее современной Зимней канавки. В 1719—1721 годах здесь же на набережной Невы по проекту Георга Иоганна Матарнови (? —1719) воздвигли другой дворец, который был расширен в 1726—1727 годах. В 1732 — 1735 годах Растрелли построил новый дворец, который составил часть ныне существующего здания.
С левой стороны к дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа, построенное по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729—1800) архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730— 1801) в 1764—1775 годах. Павильон строился для размещения ценнейших художественных коллекций, собранных Екатериной II. Он положил начало и дал наименование одному из крупнейших музеев мира — Эрмитажу.
Далее вверх по набережной следует здание Старого, или Большого Эрмитажа, возведенное в 1771 — 1787 годах Фельтеном. Строительство его завершило архитектурное оформление большого участка набережной Невы, где до этого находились старые дома ближайших сподвижников Петра I генерала Апраксина (на месте Зимнего дворца), Рагузинского, Головина, Крюйса и других.
Созданная Фельтеном в 1783 году арка-переход над Зимней канавкой соединила Старый Эрмитаж с придворным театром, который был построен в 1783 — 1789 годах Джакомо Кваренги (1744— 1817) — мастером строгого классицизма, вдохновлявшегося античными образцами. Усилиями двух зодчих — Кваренги и Фельтена — был создан один из красивейших уголков города, ансамбль которого, помимо собственно архитектуры, включил мост над Зимней канавкой и гранитную набережную. Последняя, сменив в течение 1760—1780-х годов существовавший здесь прежде деревянный парапет, протянулась на несколько километров вдоль Невы и составила одну из достопримечательностей города.
Зимний дворец являлся главной царской резиденцией. Во время пребывания в нем императора над дворцом поднимался флаг, который можно видеть на акварели. Все сановники и курьеры с донесениями прибывали во дворец с так называемого Салтыковского подъезда, расположенного со стороны Адмиралтейства. Вблизи этого подъезда изображена «грелка» — навес, под которым в холодную погоду разводился костер и грелись кучера и прохожие .

0

13

Покрытая кораблями, баржами и лодками Нева делила город на две неравные и несхожие между собой части. «Острова, составляющие правый берег, — писал столичный житель, — представляются взору в характере, совершенно отличном от противоположной части города: места более открыты, строения не столь обширны и не так сжаты, сады более разбросаны между жилищами».

Петропавловская крепость — цитадель северной столицы — с ее одетыми камнем стенами, золоченым острием соборной колокольни, грозным пушечным громом казалась особенно воинственной на фоне расстилавшегося за ней почти сельского пейзажа.
Обширные пространства Петербургской стороны (или Петербургского острова), Выборгской стороны, а также Васильевского острова, хотя и считались частями столицы, на деле были пригородами: дома почти сплошь деревянные, улицы немощеные, много садов, огородов, пустырей.
Район Петербургской стороны по берегу реки Ждановки именовался Мокрушами — при малейшем подъеме воды в реке низкий берег здесь оказывался затопленным.

http://forumupload.ru/uploads/001a/c7/2f/5/t168242.jpg

Восточная часть Васильевского острова была застроена аккуратными домиками с зелеными палисадниками. Здесь, как свидетельствует современник, «в построении домов заметны приятная простота, чистота и удобство для хозяйственно-семейного расположения». Тут во множестве обитали петербургские немцы. Только Стрелка Васильевского острова и соседние с ней кварталы, застроенные частью еще при Петре, по характеру своей архитектуры примыкали к центральным улицам левого берега Невы.
Своей блистательной европейской наружностью Петербург решительно отличался от большинства отечественных городов. Но что касается житейского благоустройства, то, несмотря на непривычную внешность и нерусское имя, Петербург был по преимуществу все же городом российским. Заезжему наблюдателю на это тотчас указывала тряская булыжная мостовая, окаймленная, впрочем, аккуратными тротуарами из каменных плит шириной в 2 аршина, огражденными от мостовой чугунными или гранитными столбиками.
Мостить улицы, устраивать тротуары обязаны были сами жители — каждый против своего дома. Возле правительственных зданий и на площадях работы производили за счет казны. Булыжные мостовые появились в столице еще в XVIII веке. Тротуары начали устраивать с 1817 года, в то время Пушкин как раз поселился в Петербурге после окончания Лицея. В 1832 году в Петербурге было 111 336 погонных сажен тротуаров, то есть в общей сложности 222 версты.
В конце 1820-х годов столичный чиновник В. П. Гурьев предложил заменить булыжники деревянными шашками — торцами, чтобы езда по мостовой была менее тряской и шумной. Деревянную мостовую сперва испытывали на Невском проспекте у Аничкова моста.
Николай I приказал замостить торцовыми шашками площадь перед Зимним дворцом, Большую Морскую и Караванную улицы, часть Малой Морской, набережную Мойки, Английскую и Дворцовую набережные и часть Литейной улицы. «Мостовая сия есть совершенный паркет», — восхищался журналист.
Но все это в центре и ближе к центру. А на окраинах мостовые если и существовали, то не торцовые и не булыжные, а бревенчатые или дощатые; тротуаров или вовсе не было, или их заменяли дощатые мостки.
Так же обстояло дело и с уличным освещением. В центре города количество фонарей с каждым годом увеличивалось, окраины же тонули во мраке. Из более чем четырех тысяч фонарей, горевших на территории Петербурга, едва десятая часть приходилась на окраины.
Фонари зажигали по сигналу. Сигналом служил красный фонарь, поднимаемый на пожарной каланче в каждой части города.
По вечерам на петербургских улицах появлялись фонарщики — в фартуке, с лестницей на плече. Каждый нес ведерко, покрытое опрокинутой воронкой. «Заметно темнеет; грязные фонарщики кучами сидят на перекрестках некоторых улиц, пристально глядя в одну сторону; когда появится там, над домами Большой Морской, как метеор, красный шар, они, взвалив на плечи свои лесенки, отправляются зажигать фонари. Вы каждого из этих людей примете в темноте за какое-то странное привидение, когда, приставив лестницу к столбу, он закроет от ветра себя и фонарь длинною полупрозрачною рогожей», — рассказывал о фонарщиках современник.
Уличные фонари горели по ночам с 1 августа до 1 мая — девять месяцев в году. Зажигали и гасили их в разные часы, в зависимости от времени года; в ноябре зажигали в четыре часа дня, а гасили в семь часов утра; в апреле зажигали в девять часов вечера, а гасили в два часа ночи.
Петербургские белые ночи давали возможность три месяца в году обходиться без уличного освещения.
При каждых двадцати пяти фонарях состояли два фонарщика.
Все фонари были масляными. Жгли в них конопляное и льняное масло, зажигали с помощью сальных свечей. Горели они тускло, давали мало света. Если для освещения города приходилось прилагать немало усилий, то снабжение населения питьевой водой не доставляло властям почти никаких хлопот.
Воду большей частью брали из рек и каналов. Фигура бабы с коромыслом на плече, идущей по воду к каналу, была столь же обычна для Петербурга, как и фигура водовоза с бочкой. Кое-где в городе с конца 1820-х годов появились ручные водокачки. Первая такая «водоливная машина» была устроена в 1827 году на Исаакиевской площади. Воду из водокачки отпускали за деньги. Годовой билет стоил 7 рублей серебром. Его прибивали к бочке, с которой ездили по воду. Те, кто жил далеко от рек и каналов, брали воду из колодцев — их насчитывалось больше тысячи.
Полоскали белье петербургские жители тоже в реках и каналах. Для этого сооружались специальные мостки.
Мылись в банях. Основная масса населения пользовалась так называемыми торговыми банями, содержавшимися частными лицами. В 1815 году в Петербурге была 21 торговая баня. В отделениях для простого народа и солдат, где платили по 7 копеек с человека, имелись только парилка и сторожка для раздевания. Помещений для мытья — мылен — не было. Мылись на дворе под открытым небом. В отделениях для людей среднего сословия, где брали дороже, имелись мыльни.
В полутьме горячего парного тумана скинувший все покровы и блаженствующий посетитель чувствовал себя свободно. Языки развязывались, звучали вольные речи. Оттого бани — наряду с кабаками — были тем местом, куда полиция засылала своих агентов для сбора сведений о настроениях простолюдинов и в особенности гвардейских нижних чинов.
Горожане побогаче строили бани при своих домах. В императорских дворцах и дворцах знати имелись роскошные купальни с бассейнами и высеченными из камня огромными ваннами. Но, совершая утренний туалет, даже царю приходилось довольствоваться фаянсовым тазом и кувшином с водою: водопровода в столице не было.
В 1819 году предприимчивые люди предложили правительству провести в Петербурге городской водопровод. Им отказали на том основании, что «Петербург по положению своему и устройству достаточно снабжен хорошей водой». Однако утверждение это не соответствовало действительности. В городе имелась сеть подземных труб, проложенных по улицам для стока дождевых и талых вод. Трубы эти изготовлялись из продольно пиленных бревен. К ним подводились боковые трубы, идущие от дворов, а дворы содержались крайне грязно. По утверждению современников, во время дождливой погоды и весеннего таяния снега особенно много нечистот изливалось в Фонтанку и другие реки и каналы, они портили воду, придавали ей дурной вкус и запах. Загрязнение воды способствовало возникновению эпидемий.
Отсутствие в городе водопровода затрудняло работу пожарных команд.

0

14

«Город пышный, город бедный»
Самым аристократическим районом столицы считались Невский проспект, Миллионная улица, Большая и Малая Морские, Большая и Малая Конюшенные, Дворцовая, Английская, Гагаринская набережные… Здесь, в роскошных дворцах, великолепных особняках жили люди большого света, крупные чиновники, богатые купцы. Литейная улица с прилегающими к ней Сергиевской, Фурштадской, Захарьевской, левый берег Мойки, оба берега Фонтанки также служили местом жительства «лучшего общества».

https://present5.com/presentation/74845249_51629965/image-7.jpg

К. Беггров. Арка Главного штаба. Раскрашенная литография. 1822 г

Понятно, что в центре города жили не только люди «из общества». Здесь же, в подвальных, первых и верхних этажах, селились многочисленные торговцы и ремесленники. Причем ремесленники определенных занятий и торговцы определенными товарами. Так, из 45 ювелиров-«бриллиантщиков», числившихся в Петербурге в конце 1810-х годов, 42 квартировали в центральных частях города. Из 66 петербургских часовщиков здесь же проживало 50. Из 24 перчаточников — 20. Из 54 модных магазинов в центре размещалось 48. Из 45 переплетных мастерских — 35. Здесь жили 55 повивальных бабок из 68. Но только 12 гробовщиков из 46.
Феерический блеск елизаветинского и екатерининского Петербурга к началу XIX века несколько померк. Тем не менее в русской столице по-прежнему обитало немало сказочно богатых людей. Им принадлежали целые участки города, которые часто представляли собою городскую усадьбу. В такой усадьбе дом или дворец выходил фасадом на улицу. К нему примыкал сад. Здесь же на участке, подальше от дома, располагались службы: поварня, погреба, кладовые, прачечные, конюшни, хлева, сараи для дров и для экипажей. Погребов, как минимум, полагалось иметь два: один — набитый льдом, другой — холодный, но сухой — для вин и припасов, «не терпящих равно тепла и сильной стужи».
Дворец Шереметевых на набережной Фонтанки, дворец Юсуповых на набережной Мойки, дворец Строгановых на Невском проспекте… Бесчисленное количество роскошно убранных комнат, толпы слуг, несколько выездов — цуг вороной, цуг сивый, цуг датский… Так могли жить в Петербурге те, кто владел тысячами душ и тысячами десятин земли, получая от них доходы и деньгами и натурой. Каждую зиму по петербургским улицам тянулись длинные обозы со всевозможными припасами: мукой, маслом, мясом, битой птицей, медом, вареньями и соленьями. Все это доставляли из поместий господам приказчики или другие доверенные лица.

http://cs409724.vk.me/v409724312/5aec/Wr-qKedptqs.jpg

Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь И. В. Г. Барта. 1810-е годы.

0


Вы здесь » 1825 | Союз Спасения » Немного истории и фактов » Гид по Санкт-Петербургу XIX века


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно