Наши войска заняли Париж. Россия стала первой державой мира. Теперь всё кажется возможным. Молодые победители, гвардейские офицеры, уверены, что равенство и свобода наступят — здесь и сейчас. Ради этого они готовы принести в жертву всё — положение, богатство, любовь, жизнь… и саму страну.
1825 год, конец Золотого века России. Империю, мощи которой нет равных, сотрясает попытка военного переворота. Мир меняется стремительно и навсегда...


ЖАНЕТТА ГРУДЗИНСКАЯ ПИШЕТ:
“С неделю назад Грудзинская верит в происходящее меньше прочих, раз — а то и два — теряет самообладание. Невозможно. Не верит. Ни с кем не хочется говорить, в то время как от количества советов начинает до невозможного болеть голова. Ссылаясь на это, старается почаще оставаться в одиночестве, а значит тишине, нарушаемой разве что разговорами где-то в ближайших комнатах. Советы благополучно оставались там же на какое-то время. Всё равно на следующее утро будет привычный уклад, ничего такого. Самообладание вернется уже за завтраком.”
[читать далее]

1825 | Союз Спасения

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » 1825 | Союз Спасения » Эпизоды » "Горе от ума". Перед премьерой.


"Горе от ума". Перед премьерой.

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

===> Начало
====> Продолжение
"У меня хоть и домашний спектакль, но публика будет всех сортов, потому что я это приятное удовольствие хочу разделить со всем городом, для которого оно может служить эрою воспоминаний..." ©
http://feb-web.ru/feb/litnas/pictures/lit-055.jpg

ГОРЕ ОТ УМА. ПРЕДПРЕМЬЕРНАЯ ЛИХОРАДКА
Мария Волконская (Раевская), Софья Раевская
Каменка; вторая неделя мая 1824 года; рейтинг G
http://www.pichome.ru/images/2015/08/31/3FqWcfL.png
Текст почти выучен, роли утверждены, но работа над пьесой в самом разгаре, а ведь через 2-3 дня уже премьера! У Мари и Софи аж по две соперницы на роли Софьи и Лизаньки, нервное напряжение растет, у Пушкина тоже. Не сорвалось бы всё...

Отредактировано Софья Раевская (2021-07-10 18:14:55)

+2

2

Таким азартным и воодушевленным, каким Александр Сергеевич был в самом начале их лихой затеи, он к моменту предпоследней перед премьерой репетиции уже давно не казался. Софья впадала то в уныние и обвиняла во всем себя и свою бездарность, то в истерику и паниковала, как сущая простушка, забывая текст, и тем самым еще больше усугубляя свое и без того нелепое при разборах и читках положение. Что уж тут говорить о дельных советах, которыми грозилась она напитать свою любимую сестренку, тоже чувствующую некоторый дискомфорт при двух постоянно подстерегающих ее своими подсказками соперницах - Катеньке Бороздиной и Катрин Давыдовой, более подходивших к роли осьмнадцатилетней Софьи Павловны в силу хотя бы и одного с нею возраста. Впрочем, Софи и над собой чувствовала вечную опеку как минимум парочки "заботливых" соглядатаев: старшей сестры Бороздиной, Марии, и горничной той самой незапамятной Аглаи Антоновны, которая после первых репетиций, как ей показалось, метила сама в главные героини этой пьесы. Все эти околотеатральные и почти "закулисные", как их назвал сам Пушкин, интриги довольно заметно подрывали уверенность Софи в успешности их начинания. Да еще и сам постановщик и, за неимением более активного соратника, исполнитель главной мужской роли, Александр Сергеевич не горел уже тем неукротимым желанием сделать эту поистине гениальную пьесу так, как он сам бы хотел. Николя рассказывал, что он внезапно передумал вмешиваться в дела Грибоедова и его видение персонажей, которое, подредактировав своим, хотел бы ему продемонстрировать коллега по писательскому цеху: Грибоедов, по свидетельствам посыльного, с приглашением в Каменку успел ознакомиться, но приехать из Москвы никак не успевал к премьере. А к моменту его возможного прибытия в Киевскую губернию уже и части "артистов" можно было бы не досчитаться, включая самого Пушкина. Поэтому в последнее время автор постановки проявлял всё больше рассеянности, сам забывал текст, путал последовательность явлений и сцен, даже не особенно следил за явкой всех к назначенному времени в гостиной, в которой решено было играть эту названную Грибоедовым повестью пьесу.
Сестры Раевские всё чаще уединялись в спальне одной из них или в саду в отдельной беседке и делились своими переживаниями и нехорошими предчувствиями и предположениями, а заодно помогали друг другу выучить текст и действия: всё же действительно хороший спектакль задумал второй Александр Сергеевич - жаль только, он сам вряд ли увидит его когда-нибудь...
Когда девушки оделись к нынешней репетиции и встретились в спальне Мари за четверть часа до ее начала, чтобы подправить, если надо, друг другу прическу или дать совет насчет еще какой-нибудь детали туалета или места для реквизита, Софи, едва не задыхаясь от волнения и то и дело прикасаясь ледяными пальцами к ушам, будто это могло бы ей как-то помочь справиться с заложенностью в них и общим задурманенным страхом состоянием, спросила сестру:
- Помнишь, ты говорила, что Александр Сергеевич и сам не может знать наверняка, что хотел сказать автор твоим или моим образом? - Софи уже сложила пальцы в замочек и нервно прижала их костяшкой среднего пальца к основанию носа, тем самым как бы мешая говорить себе лишнее. Глаза ее мерцали сущей тьмой и боязнью. - Теперь мне кажется, что он и не хочет этого знать, Мари! Мне кажется, что ему всё равно, и он просто мечтает уехать от нас поскорее в свой проклятый Петербург, к своим проклятым... дамам сердца, о которых так неопределенно, но все же намекал Николя! - ах, нет! Она всё же сказала лишнее, а ведь так хотелось просто ободрить сестренку перед началом. Что ж, надо как-то исправиться, и она продолжает, жестикулируя и метаясь по комнате, подобно фурии, загнанной в клетку:
- Вот здесь локон бы растрепать... А то уж больно аккуратно всё. Ты же в начале сцены будто после бессонной ночи и всяческого музицирования с Молчалиным... - и далее снова без перехода, как через запятую, - ...он будто не смотрит, не слышит нас, он будто в своих мирах и переживаниях, за сто миль отсюда!.. Надо бы проверить ключик от часов, чтоб Аврора эта бессовестная не спрятала их снова куда-нибудь по наущению своей коварной госпожи... Ох, как же сложно, сестренка, мне с этими Аврорами-горничными и Машами-кузинами... Представляю, каково тебе от этого якобы случайного знания всех реплик что одной Катрин, что другой! Все видят, что ты злишься - и некоторые ведь злорадствуют от этого, Мари! Как играть? Неужели в настоящем театре всё так же ужасно?! - она уже задыхалась, хватая воздух ртом, как бьющаяся на суше рыба, но вдруг остановилась с невидящим взором и бледными до синевы губами и, сглотнув, прошептала. - Первая реплика, Господи?.. Нет! Не подсказывай! - выкрикнула, выкинув палец в сторону сестры. - Я сама! - и, отдышавшись, опустила плечи. - Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!... Фух, Мари... - обессиленно опустилась Соня в кресло. - Я тут умру от таких переживаний еще до премьеры... Как хорошо, что я не Софья Павловна! Он так хорош всё равно в образе Чацкого, хоть и совсем не старается... Более того, по-моему попросту торопится отговорить всё поскорее. Тебе так не показалось? Боже, как я волнуюсь! Сколько времени? Нам еще не пора? - она уже подскочила, заслышав чьи-то шаги на лестнице. Не Николя ли пришел звать их спуститься к началу?

Отредактировано Софья Раевская (2021-07-12 19:47:24)

+2

3

Марии Николаевне с самого начала не была очень интересна эта идея с постановкой спектакля. Впрочем, как и других, она веселила. И в тот момент, когда сговорились, что она все же будет играть Софью, она хотела было отказаться от этой роли, но прислушалась к сестре. Теперь же Мария решила отнестись к этому более серьезно, чем было изначально. Она всегда ответственно относилась к подобному роду занятиям. Уже много лет она занималась с педагогами из Италии по пению, которых ей выписывал papa. Учителя всегда хвалили Марию за усердие. Но одно дело оказалось пение, в этом Раевская была достаточно сильна, другое дело - актерское игра.
Почти сразу она поняла, что вовсе не разбирается в этом. Все ей казалось неловким и неуместным. Она не понимала, как актерам удается передать то, в чем она сама разобраться не могла никак - чувства и эмоции выдуманных персонажей. Даже, кажется, Александр Сергеевич был уже не так воодушевлен, как раньше. Он видел, что у "актеров" все идет не так, как он задумывал до этого, оттого и сам уже играл не интересно и скучно. На последней репетиции, где Александр Сергеевич читал монолог, Мария Николаевна чуть не уснула. Единственное, что останавливало ее от того, чтобы забросить всю эту затею, это то, что о роли Софьи Фамусов стали задумываться и другие обитательницы Каменки. Такого Мария Николаевна никак не могла себе позволить. Не хватало того, чтобы какая-нибудь Аглая Антоновна, около которой итак увивались все офицеры, играла роль Софьи!
Тогда Раевская пообещала себе, что ни за что не отступит. Если первоначально роль досталась именно ей, то, значит, и она должна играть. Кто знает, что может быть? Если Александр Сергеевич увидит, что она нет уже воодушевлена, не захочет ли он передать эту роль кому-то еще?
Но чем ближе приближалась объявленная премьера, тем больший бардак появился во время репетиций. Сам Александр Сергеевич был крайне рассеянным, и, по всей видимости, уже дни считал до того дня, как покинет Каменку. Все остальные были настолько встревожены предстоящим событием, включая Марию Николаевну, что часто путались в сценах и словах. Не смотря на это, Мари честно пыталась учить свою роль. Она уделяла этому все больше и больше времени, и только благодаря этим упорным тренировка самой с собой у нее стало что-то получаться. Но она по-прежнему не понимала свою героиню, хотя больше и не говорила об этом Софи, чтобы не расстраивать ее, как это уже было прежде.
Мария Николаевна готовилась к нынешней репетиции. В это время к ней вошла Софи. На самом деле, она была благодарна сестре, что та проводит время с ней. В последнее время кузины стали просто невыносимы, и Мари хотела проводить с ними как можно меньше времени. Хорошо еще Аглая Антоновна проводила большую часть времени с офицерами, которые приехали в Каменке, и почти не трогала Марию Николаевну. Достаточно было того, что в Каменке ее уже многие успели расспросить про отказ Густаву Олизару, который сватался к Мари.
"Ах, кто бы говорил!" - В сердцах думала Мария про жену своего дяди. - Она то уж не упускает шанса быть любезной со всеми".
Мария оправила платье, которое подготовила для репетиции, когда в ее комнату вошла Софи. Та была в крайнем волнении. Мария улыбнулась сестре, пытаясь как-то приободрить ее, но и сама чувствовала, что волнуется не меньше.
- Да, - отозвалась Мария Николаевна, - сейчас он и вовсе стал весь в себе. Право слово, с ним играть так тяжко, будто бы он вовсе не хочет ничего этого.
Раевская покачала головой, сейчас нельзя было отчаиваться. Необходимо было, чтобы премьера состоялась, а дальше уже будет не важно, в каком настроении покинет их Александр Сергеевич.
- Возможно, он просто волнуется, - поспешно добавила Мария, желая, чтобы ее сестра не переживала по этому поводу. - Ведь мы вовсе не актеры, и, должно быть, он не знает, как нам все объяснить, все показать. От этого его волнения только усиливаются.
Хотя и сама Мари уже не получала никакого удовольствия от этой идеи, только волнение. Кто поймет этих актеров, отчего им так нравится играть? Самой Марии это не нравилось вовсе, и лучше бы она все это время читала бы свои любимые книги, которые считала серьезными, чем учила реплики Софьи Фамусовой.
- Ах да, - добавила Мари, раз Софи сама заговорила про это. - Нет нужды так доверяться нашим кузинам. Последнее время Маша стала абсолютно невыносимой, а Катя вообще какая-то задумчивая все это время. Влюбилась будто бы. Да, да, хорошо, - Мари безропотно поправила локон, как ей говорила сестра. Это были такие мелочи, что она даже не обращала на них внимание.
- Мне тоже так показалось, - вновь согласилась с сестрой Мари. - Но да, там пора. Пойдем же, пойдем. Не должно опаздывать.

+2

4

- О, Господи, Мари! - с жаром подхватила Софья реплику сестры. - Мне иной раз кажется, что мы как-нибудь проснемся утром, а Пушкин сбежал! Вот так, запросто, как он это умеет. Помнишь, Николя рассказывал... Да мы и сами могли наблюдать за ним эту приверженность к порывистым решениям. Кто у нас будет тогда Чадским???
Видя, как расстроила своим начинающимся отчаянием Марию, Софья прикусила губу и обычным дамским движением оправила юбку.
- А мне показалось, что он просто передумал...
Это осознавать было особенно обидно, и Софья выдвинула эту версию прежде всего, чтобы она не мучила ее более своей невысказанностью.
- Николя ничего не говорит на этот счет. Возможно, что он и не знает, что сказать. Наш Александр тоже какой-то странный стал... А ведь все с такой радостью поначалу согласились! Что произошло между ними? Как угадать это и, главное, как это всё уладить, если это вообще возможно...
Когда вошел в комнату Николай, Софи с тревогой воззрилась на него, мгновенно притихнув: не сообщил бы чего-нибудь неприятного, вроде отмены репетиции - Софи уже не удивилась бы и такому развитию событий. Но он и правда позвал сестер вниз на начало, и Соня приободрилась.
- Как там Пушкин, Николя?
Брат неопределенно пожал плечами:
- Кто ж его разберет! Зовет - это главное. Вы готовы? - улыбнулся он Маше, предлагая ей локоть для сопровождения. Софи спустилась следом.
Пушкин выглядел спокойным и, возможно, несколько утомленным или растерянным. Но не изменил своей привычке шутить и делать комплименты. Он поприветствовал сестер Раевских весьма любезно, отчего Софи стало легче дышать, и она с благодарностью улыбнулась гостю.
Когда все расселись по своим местам, Софи заняла привычную позицию в кресле. Закрывая глаза, она слышала, как сильно бьется от волнения сердце: только бы не подвести, ничего не забыть, не побеспокоить тонкую организацию гения!.. Гулко ухал в уши ток крови, грудь в положении полулежа вздымалась так, что края белых оборок чепца дрожали от соприкосновения с нею на вдохе. На стульях и на диване впереди сидели четыре дамы из постоянных наблюдателей их репетиционного процесса и трое мужчин. Софи ждала сигнала к началу, а Пушкин, видимо, замешкался в коридоре, служащем по случаю им всем левым выходом на "сцену". Маша была в комнате справа. Как, собственно, и Николя, играющий в пьесе Молчалина. Кто там отвлекал Александра Сергеевича, оставалось неведомым, и Софи, вдруг устыдившись своей мизансцены, открыла глаза и села удобнее.
Пушкин будто нарочно ждал именно этого момента, потому что тот час же раздался его голос:
- Софья Николаевна, вы готовы?
Обернувшись на звук, Софи встретилась с насмешливым взглядом Александра Сергеевича и тут же отвела глаза, слегка поджав губы. Ей было что ответить на этот вопрос. Она умела говорить целыми тирадами, и неосторожный собеседник, не знакомый с этой ее привычкой, почти сразу же начинал сожалеть, что разбудил вулканы праведного гнева младшей Раевской. Но не Пушкин. Пушкин мог задевать ее подобными невинными розыгрышами сколько угодно - Софи не решалась противостоять ему. Временами ей казалось, что этот известный салонный шутник таким образом просто пытается вывести ее из терпения и посмеяться над ней. Но в иные моменты, в такие, как, например, этот, хотя бы такое внимание к себе воспринималось ею с ничем не оправданным трепетом и вынуждало краснеть. Софи, конечно же, выдавала такой румянец за возмущение, сопровождая его соответствующей замыслу гримасой и едва заметным движением плеча или подбородка. Вот и сейчас, выдавив из себя сухое:
- Да, - она не сразу приняла в кресле обмякшее положение. Выпрямившись, она сначала медленно расправила платье, затем поискала глазами ключ от часов, и только после этого, чуть ослабив узел ленты на чепце, улеглась в исходную позу уснувшей "на посту" служанки.
Дождавшись, как условились на прежних репетициях, полной тишины, Софи, вздрогнув, открывает глаза и пару раз непонимающе хлопает ресницами. Потом, сорвавшись с кресел, оглядывается и замирает, уставившись в окно:
- Светает!.. Ах! как скоро ночь минула! - голос у нее поначалу, как водится после сна, сиплый, в глазах еще мало смысла, просто констатация факта: увидела свет за окном - сказала, скорее для себя. Но вдруг во взгляде ее появляется тревога - и Софи-Лиза оборачивается к двери, за которой как раз в это мгновение начинает звучать фортепиано. Софи выдыхает с некоторой язвительностью:
-  Вчера просилась спать — отказ!
И далее, будто передразнивая хозяйку-Машу:
- "Ждем друга!" - тут как раз начинает звучать флейта: это Маша Бороздина аккомпанирует Мари из той же комнаты за Молчалина.
Указывая двумя руками на дверь, Лизанька продолжает, уже обращаясь к зрителям à part:
— Нужен глаз да глаз! - вдруг, осененная очевидной догадкой, Софи в образе Лизы бросает поспешный взгляд на часы. - Уж день!.. сказать им...
Тут она подсмотренным и скопированным со своей горничной жестом подбирает юбки и устремляется к двери, переходя на громкий шепот:
-     Господа,
     Эй! Софья Павловна, беда.
     Зашла беседа ваша за́ ночь.

Выждав около двух секунд, продолжает чуть громче:
-  Вы глухи? — Алексей Степаныч!
Сударыня!...
- "Лизанька" прикасается к двери "спальни Софьи" пальцами одной руки, будто задумав постучать, но так и не решившись на это. Голову по совету Пушкина она не забывает все время держать вполоборота к зрителям, чтобы им было всё слышно. Ох, сколько раз на этом моменте приходилось прежде начинать всё заново именно из-за того, что она забывала поворачивать голову в профиль!
А теперь слева - молчание! Неужели она всё делает правильно, и Пушкину не за что ее пожурить? Или он снова отвлекся на кого-то, и ему всё равно, что и как она делает?
- И страх их не берет! - обиженно буркает она и отходит от двери, как было написано другим Александром Сергеевичем в ремарке. Пушкин молчит - и Софи становится всё вольнее дышать. Теперь будто и не страшно даже изображать кого-то в несвойственной ей самой манере. Продолжая разыгрывать сердитость, Софи-Лиза шипит, отвернувшись от двери в сторону:
- Ну, гость неприглашенный!..
     А вдруг вот батюшка войдет?
- а это уже снова зрителям a parte. И тут же, сдвинув брови, решается на активные действия, оправдывая свою "наглость" перед зрителями следующей фразой, мол, ну простите!
- Прошу служить у барышни влюбленной!
Теперь Лизанька уже гораздо решительнее приближается к дверям и едва ли не грозно шепчет, переходя к последнему слову на сдавленный голос:
-     Да расходитесь! Утро! — здесь звуки музыки умолкают разом и, спустя мгновение, что-то нечленораздельное произносит из своей комнаты "Софья". Лиза ей в ответ:
- Что-с?
- Который час? - спрашивает "Софья". Лизанька радостно сообщает:
-   Седьмой, осьмой, девятый! - хотя на часах будет половина восьмого. Софья понимает, что Лиза не права: ее слова воспринимаются шуткой. Но ее захлестнуло понимание того, что ее, наконец, услышали, но вот снова отмахнулись:
- Неправда!
Ах, как обидно! Она ведь еле достучалась и даже, несмотря на столь позднее время, осталась, надо думать, незамеченной!
Лиза быстро подставляет к часам стул, влезает на него и переводит стрелки, чтобы они заиграли поскорее и убедили барышню всерьез прислушаться к предупреждениям служанки.
...
Довольно долго пришлось репетировать сцену с Фамусовым: дядюшка заметно стеснялся прижимать к себе племянницу настолько откровенно, чтобы это было правдоподобно и не вызывало чувства неловкости со стороны. Но, наконец, когда эти мучения закончились, "Фамусов" на цыпочках удалился, и настала очередь Машеньке произносить свою реплику, Софи приободрилась:
-  Ушел!.. Ах! от господ подалей! - что ж, Лиза вышла победительницей в этой битве, ей было за что себя похвалить... Она, облегченно выдохнув, свалилась без сил в то же кресло.
- У них беды себе на всякий час готовь, - а дальше, перекрестившись на образа, с толикой насмешливости:
- Минуй нас пуще всех печалей
     И барский гнев, и барская любовь!

Ну-с, братик с сестричкой! Пожалуйте к нам сюда, пока Пушкин не решил перерыв устроить.

Отредактировано Софья Раевская (2021-08-04 04:00:40)

+2

5

Марии Николаевне было досадно от того, что они тратили не мало времени на репетиции, а Александр Сергеевич позволял себе подобное поведение. Конечно, она не могла себе позволить упрекнуть его хоть как-то. Все знали, что поэт характер имел особый, и порой вел себя так, как не следовало бы вести в том или ином обществе. Но даже это ему всегда прощали, потому что это был никто иной, как сам Александр Сергеевич Пушкин. И пусть сейчас он был еще молод, но все были уверены, что его ждет непременно большое будущее. Мари бы тоже простила ему эти чудачества, если бы речь не шла об ее участии в этой постановке. "Актеры", в отличии от Александра Сергеевича, не были так уверены в себе и свободны на сцене, чтобы с легкостью воплотить свой образ. Им нужно было слово Пушкина, его одобрение или порицание - не важно, лишь бы они понимали, правы ли они в своих мыслях касательно игры на сцене. Именно это и не нравилось Марии Николаевне. Она волновалась не меньше своей сестры, не смотря на то, что выступление на публике для нее не были чем-то новым. О, конечно, это были совсем другие выступления. Ей не приходилось кривляться и изображать из себя кого-то. Она просто делала то, чему училась столько лет у лучших учителей - пела. Она не боялась публики, которые слышали ее пение на семейных вечерах или балах, но сейчас все было по иному.
- Да кто бы не был, Софи, - ответила Мари более резко, чем ей хотелось. Она злилась не на Софью Николаевну. Ее волнение было понятно Раевской. Но то, что Александр Сергеевич действительно ведет себя подобным образом, страшило и нервировало и ее. - Да если он не хочет быть Чацким, ну и прекрасно!
Не успела Мария это сказать, как появился Николя.
- Ах, Николя, твой играет с нами очень несмешную шутку, - полушутя проговорила Мария, легонько касаясь веером его руки, когда тот предложил локоть. Николя рассмеялся. Он и сам знал о чудачествах своего друга, но надеялся, что в этот раз ничего не произойдет. К тому же, Александр Сергеевич действительно их звал, а значит, репетиции - быть.
И действительно, совсем скоро Мари, Софи и Николя увидели Александра Сергеевича. Тот был в хорошем расположении духа, как отметила Мария Николаевна. Приветствовал он их довольно любезно, за что и получил благодарную улыбку от Мари.
"Пусть все пройдет спокойно".
Мария Николаевна волновалась одновременно и за себя, и за сестру. Она видела как переживает Софи, но и сама чувствовала немалое волнение, хоть и старалась этого и не показывать. Мари кивнула сестре, уходя в соседнюю комнату. Николя - Молчалин пошел за ней.
- Волнение - это нормально, - вдруг сказал Николя, внимательно глядя на сестру.
Мария Николаевна сглотнула и кивнула. Начинала все равно не она. Ей нужно было внимательно слушать то, что говорит Софи, чтобы вставлять свои реплики.
- Который час? - и снова, - Который час? - А затем: - Неправда.
Во время сцены с Фамусовым (она вся ложилась на плечи Софи, и тянулась отчего-то очень долго) Николя развлекал Марию. Видимо, волнение сыграло свою роль, потому что в какой-то момент смех Раевской стал громче, чем можно было себе позволить. И Мария Николаевна готова была поклясться, что и Софи-Лиза и Александр Сергеевич слышали этот смех.
Наконец-то прозвучала заветная фраза:
-  Ушел!.. Ах! от господ подалей;
У них беды себе на всякий час готовь,
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь
.
Мария Николаевна выпрямилась, вязала свечу, которая стояла подле нее, и вышла. Следом за ней шел Николя - Молчалин. Она бросила мимолетный взгляд на Александра Сергеевича, словно желая убедиться в том, правильно ли она сделала, что вышла вообще, хотя и сама знала, что здесь она должна появиться на сцене.
Мари - Софья с интересом и негодованием посмотрела на сестру, которая изображала Лизу:
-  Что, Лиза, на тебя напало?
Шумишь.
- Спросила тихо, будто бы желая действительно узнать, в чем причина такого волнения верной служанки.
Эту сцену прошли быстро. И тут началось то, что Мария Николаевна не любила и боялась больше всего. Она так и не разобралась до конца с характером Софьи Фамусовой, поэтому и не понимала, почему она так ведет себя со своим papa.
Александр Львович, после первой не самой удачной сцены, заметно конфузился. На Марию Николаевну он смотрел с нескрываемым осуждением, когда говорил:
- Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Отчего-то за Николя - Молчалина стало обидно. Мари сделала шаг вперед.
- Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шел в комнату, попал в другую.

Быстрый взгляд на Николя, мол, не волнуйся, тебя в обиду я не дам.
А затем голос Марии становиться мягче. Она подходит к дядюшке и гладит его по руке:
-  Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... знаете, кто в бедности рожден...

+1

6

Заручившись полной поддержкой сестры и соратницы в том, что тревожило ее более премьеры, Софи внутренне выдохнула и в очередной раз преисполнилась огромной благодарности Марии за то, что она просто есть в ее жизни, така родная, такая своя... Немного неловко стало оттого, что вместо того, чтобы успокоить сестру перед репетицией, она только зря растревожила ее своими страхами и опасениями, навязала их ей, а если уж совсем точно, частично переложила их на ее хрупкие плечи, сняв с себя неизвестно откуда взявшийся груз ответственности за роли их обеих в этом чудном мероприятии. Это виноватое выражение лица исчезло у нее только тогда, когда она увидела Пушкина, виновника всех ее бед, и тринадцатилетнюю еще Адель, сидевшую в "зрительном зале" вместе со своей прекрасной сестрой, претендовавшей на роль Софьи Павловны. По наблюдениям Софьи, именно этой Адели Пушкин уделял внимания гораздо больше, чем всем им, вместе взятым. Задевал тот факт, что когда ей семой было тринадцать, Александр даже не смотрел всерьез в ее сторону.
Когда на сценической площадке появилась Мари с братом, Софи с удовольствием отметила про себя, как она визуально подходит для этой роли: такая нервозная, благородная, тонкая, без тени жеманства и кокетства - другую Софью Павловну не смог бы любить Чадский так долго.  Опомнившись, "Лиза" вспыхнула наигранными эмоциями, подскочив с кресла.
- Ох, ну нет! - неожиданно резко возник Пушкин. - Это надо было делать раньше! - явно обращаясь к Софи, возмутился он. Раевская горько усмехнулась: она уже и вправду успела за это время отвыкнуть от его замечаний, пояснений и наставлений.
- Вы правы, Александр Сергеевич, - еле слышно произнесла она, опуская глаза в пол. - Надо было подняться, как только Софья Павловна открыла дверь...
- Не желаете ли перерыв, Софья Николаевна? - вдруг смягчился Пушкин. Ей нельзя было демонстрировать при всех свою слабость к таким переменам, и Софи, не поднимая глаз, только помотала головой:
- Нет, что вы. Мари только вышла. Это я виновата, расслабилась.
- Это немудрено: вы больше полутора часов репетируете. Может, стоит прерваться? Как считаете, Мария Николаевна?
Машенька взглянула в красноречивые глаза сестры и отказалась от перерыва, на что та отозвалась глубоким вздохом благодарности: если Пушкин сейчас прервется, он и вовсе может увлечься чем-то (или кем-то) еще и перенесет продолжение репетиции на вечер или, того хуже, на завтра!
Начали сцену сначала. Софи в этот раз вскочила с кресла, как только услышала звук открывающейся сзади двери, не забыла метнуть на "Молчалина" гневный взор, на что тот ей ответил заинтересованным искривлением брови.
- Конечно, вам расстаться тяжело? - напала она сразу на него и, переведя взгляд на сестру, добавила с тем же осуждением, граничащим с мольбой, призванной пожалеть ее служанскую душу:
- До света запершись, и кажется все мало?
- Отлично! - шепотом отозвался Пушкин с первого ряда "зрительских" кресел. Софи услышала и сразу заметно приободрилась.
  -  Ах, в самом деле рассвело! - без тени суеты и испуга аристократично молвила Софья Павловна. Софи залюбовалась тем, как Мари грациозно затушила свечу. В этом жесте она угадывала всё: и невинность проведенной с Молчалиным ночи, и сентиментальный образ заждавшейся своего бывшего возлюбленного невесты, и заблудшая душа героини, потерявшейся в своих романтических сетях... Но вот "Софья Павловна" оборачивается к новому предмету своей влюбленности и, не глядя на Лизу, протягивает ей подсвечник, обращаясь к Николя-Молчалину:
- И свет и грусть. Как быстры ночи!
Лиза, принимая свечу, ворчит:
- Тужите, знай, а со стороны нет мочи...
- Уберите лишнюю "а"! - услышала Софи голос Пушкина, сам по себе столь же приятный ее душе, сколь и отрезвляющий в данном контексте.
Ну вот зачем он так? Только же вошла в сцену, поверила, забыла про себя...
- Она размер весь портит... Софья Николаевна, голубушка, помилуйте... Не нужна эта "а", - снова взял он себя в руки и постарался будто бы оправдаться за эту вынужденную остановку. Что ж, видимо, Софи чем-то выдала свою досаду.
- Хорошо, извините... - наконец, когда Софи подняла глаза на своего мучителя и увидела в них показавшееся ей искренним желание извиниться, она добавила, переведя дух. - Может быть, разбить эту строчку? Мол: "она всё тужит о расставании!.. А мне со стороны нет мочи смотреть на эту их дешевую пастораль!"
- Именно! - Александр Сергеевич так обрадовался этому ее шагу навстречу, что встал со своего места и едва не двинулся вперед, к ней! Зачем? Показать, как нужно это произнести или...? Она видела несколько раз, как он таким же порывом летел обнимать брата Николеньку или Александра, когда те четко понимали и сразу выполняли его задумку. Софи чуть не задохнулась и невольно отшатнулась от него, хоть Пушкин и был еще довольно далеко от их "актерской" троицы. Устыдившись своего испуга (о, Боже! Он, может быть, вовсе и не задумывал ничего подобного!.. Да как бы он решился?!), Софи отвернулась, подняв плечи, к сестре, и обеими руками схватила ее ладони, так вцепившись в них ногтями, что Мари ахнула.
- Прости! Прости... - краснея, зашептала Соня, поднимая на сестру полные ужаса глаза.
Вероятно, многие, если не все, заметили ее смущение и, что гораздо страшнее, безошибочно определили его мотив. Пушкин, замерший в недоуменном оцепенении, попытался, вероятно, из самых благородных побуждений, оберечь барышню от насмешек. Он, наугад подбирая слова, аккуратно повел фразу, пытаясь в процессе ее произнесения угадать правильные:
- Pardonnez-moi... j'ai presque oublié la décence... et je ne me suis pas précipité pour vous embrasser... de joie!, - о, нет! Она-то уже поняла, что у него, такого в этот момент смешливого и беззаботного, даже в мыслях этого не было! А вот она выдала себя с головой.
- Ну уж нет, братец! С Софьей Николаевной этот финт не пройдет! - подхватил Николя. А сидевший рядом с Катрин Давыдовой Александр усмехнулся, подтвердив слова младшего брата:
- Avec joie et sans. - ... на что Катрин прыснула, отвернувшись к своей сестре, которая во все глаза разглядывала Софью и расшаркивающегося перед ней поэта.
Из всей этой маленькой и такой быстрой сцены Софи сделала вывод, что все присутствующие, кроме Адель, на текущий момент уже давно догадываются о ее чувствах к Пушкину! В ее глазах потемнело, голова закружилась. Она бы сейчас и сбежала куда подальше, да только ноги уже не слушались ее, а колени подкашивались. От падения ее удерживала только крепкая рука сестры и осознание еще большего позора, окажись она сейчас в обмороке.

Отредактировано Софья Раевская (2021-09-13 11:04:16)

+1

7

Репетиция продолжалась. Сцену пришлось проходить заново. Мария Николаевна, повинуясь словам Александра Сергеевича, отправилась обратно в комнату, чтобы выйти заново.
- Ах, в самом деле рассвело!- Заговорила Мария Николаевна, убирая всякое смущение. Хотя ей сама ситуация казалось странной. Вряд ли бы она пряталась и таилась от отца в собственном доме, но Мари убедила себя в том, что у Софьи Павловны есть на то очень веские причины, ведь она действительно считала, что симпатизировала Молчалину. В таком случаи она действительно могла испугаться и гнева отца, и за Молчалина и даже за саму себя, хотя Марии Софья Павловна и казалось бесстрашной.
Со второго раза все пошло лучше. Александру Сергеевичу даже понравилось, что Софи уверенно предлагает ему какие-то идеи и предложения. Он даже вскочил со своего места и ворвался на "сцену". Мари опешила, наблюдая за тем, что будет происходить дальше. Николя тоже выглядел озадаченным. Одно дело, когда Александр Сергеевич бросался обнимать его или Александра, совсем другое - если речь шла о дамах.
Мария Николаевна с тревогой во взгляде смотрела на сестру. Кажется, та тоже не ожидала подобного, и Мария едва ли успела подхватить ее, когда та готова была грохнуться в обморок.
- Все в порядке? - Одними губами прошептала Мария Николаевна сестре. И, поняв, что та уверенно стоит на ногах, кивнула, но руку ее так и не отпустила.
Александр Сергеевич казался сконфуженным, сам осознав, что это произошло на глазах других присутствующих, не смотря на то, что его намерения все же были искренними.
- Софи, Мари, - обратился Николя к сестрам, хотя больше это относилось, конечно, к Александру Сергеевичу, ведь именно он был главным постановщиком этого домашнего спектакля. - Вам действительно нужно немного отдохнуть. Здесь очень душно, - сказал он нарочито громко, чтобы ни у кого не возникло и толики сомнения, что именно это и есть причина состояния его сестры.
- И, действительно, - заговорила Катрин Бороздина. - Александр Сергеевич, вы обещали, что мы тоже попробуем пройти сцену.
Мария Николаевна взглянула на кузину. Если бы не состояние Софи, и конфуз, который вышел из-за Александра Сергеевича, она бы воспротивилась такой перемене. Не смотря на то, что Мари все еще никак не могла совладать со многим в актерском мастерством, она не хотела отдавать свою роль. Но сейчас меньше всего ей хотелось, чтобы о Софи что-то судачили, да и выглядела она не важно.
- Пойдем, присядем, - Мария Николаевна не отпуская руки сестры подтолкнула ее к креслам. - Николя прав, нужен свежий воздухом.
Она смерила взглядом кузину, давая понять, что перерыв этот вынужденный, и они с Софи готовы выйти на сцену на премьере.
Возражений сестры Мария Николаевна уже не слушала. Меньше всего ей бы хотелось, чтобы ее сестра расстраивалась из-за Александра Сергеевича. Поэта сестры Раевские знали уже давно, но если раньше Мария Николаевна была слишком юна, чтобы понимать реакцию сестры на поведение Александра Сергеевича. Теперь же, после того, как она уже недавно говорила с сестрой про Александра Сергеевича без обиняков, она решила, что имеет право принимать участие в чувствах сестры. В любом случае, она не хотела, чтобы пошли какие-то слухи.
Мария Николаевна села в кресло подле Александра Сергеевича, предлагая сесть Софи рядом с ней.
- Ну что же, - сказала она будто бы она и сама была репетитором, а вовсе не Александр Сергеевич, - Екатерина Андреевна, прошу вас. Александр Сергеевич, надеюсь вы не против?
Пушкин усмехнулся словам Марии Раевской, но возражать не стал.
- Прошу вас, Екатерина Андреевна, Аглая Антоновна, попробуйте пройти сцену, которая начинается со слов Лизы "Ну вот у праздника! ну вот вам и потеха!"
- Смотри, - прошептала Мария Николаевна на ухо Софи, когда Екатерина Андреевна и Аглая Антоновна вышли на "сцену", - у них это получится дурно, я уверена.

+1

8

Май, тёмный, солнечный по - летнему совершенно, подкатился к середине своей. Закончились уже учебные занятия в Училище Колонновожатых, ученики наслаждались временем свободным и каникулами, пусть и без отъезда по домам. А лучшим из учеников по результатам экзаменов переводных даже предоставили до конца августа отпуск учебный, дав возможность уехать домой и повидать близких и родных. В числе счастливчиков последних оказался и Ипполит - Муравьёв -Апостол, сдавшие экзамены с блеском, как и год назад. Домой - то, правда, юноша при всём желании отъехать не мог бы. Учитывая, что отец со второй женой и малолетними детьми от второго брака живёт за границей безвылазно, да и общаться со старшими чадами от рано умершей супруги особого желания не проявляет, дома у Ипполита, кроме пустинного и мрачного московского  родительского особняка, и нет, по сути. Но разве же беда это, если есть у него самые  лучшие старшие братья?  Серж, едва Ипполит написал ему в письме, что заработал блестяще сданными экзаменами каникулы летние вне стен училища, сразу же в ответном послании пригласил младшенького в гости к себе в Васильков на всё время каникул, упомянув, что и Матвей обязательно выберется хотя бы на недельку, чтобы повидать братишку.  А отказываться олт приглашения Ипполит и в мыслях не держал даже. В самом деле, что может быть лучше, чем повидать старших обожаемых братьев, наобщаться вдоволь с ними? Тем более что хозяева, у которых квартирует Серж, люди гостеприимные и радушные, лишнего гостя явно не погонят из дому. Так что в назначенный день, с небольшим дорожным багажом, включающим лишь самые необходимые в пути вещи, Ипполит погрузился в предоставленный отцом от щедрости экипаж (всё - таки издалека, но заботиться в меру усилий papa не забывал о нём, компенсируя вопиющую ситуацию с обучением до училища, наверное), и отправился в дорогу дальнюю.
В планах у младшего Муравьёва - Апостола было по пути в Васильков к Сержу заехать на пару дней ещё в Каменку - имение Давыдовых, чтобы повидать старого приятеля Николая Раевского, с сёстрами гостящего там. Конечно, заваливаться с визитом в дом к незнакомым людям моветон отчасти, но когда ещё выпадет шанс увидеться с Раевским хоть ненадолго?  К тому же Николай уверял в письме, что хозяева Каменки славятся радушием и хлебосольством, и уж точно против визита его ничего иметь не будут. И всё - равно, весь длинный путь до Каменки мысли о том, удобен и уместен ли визит такой, лезли в голову настойчиво. Да так, что возникло большое искушение велеть ямщику при повороте на Каменку на заворачивать к имению, а продолжать путь в Васильков прямиком. Но всё - таки желание повидать Николая перевесило колебания душевные.
В Каменке Ипполита встретили слуги, сообщившие, что господа на репетиции все, но о прибытии барина молодого предупредили их.  Слова о репетиции юношу взволновали и взбудоражили чрезвычайно. Неужели здесь ставят любительские спектакли? Увлекательнее занятие, должно быть!  Поэтому, едва лишь в отведённой ему комнате умывшись с дороги и приведя себя в вид приличный, Ипполит решил  посмотреть своими глазами, что это за репетиция такая. Благо, слуги до дверей зала нужного любезно проводили его, не заставив плутать по всему дому.
Из прикрытых дверей слышались голоса негромкие женские.  Осторожно приотворив дверь,  Ипполит заглянул внутрь помещения. На импровизированный "сцене", видимо, репетируют вовсю некую пьесу в стихах две дамы.  В креслах сидят две барышни, со спины юные совсем. А рядом с ними- вот чудо - то! Неужто сам Пушкин знаменитый?  Хотя, Николай же писал, что поэт в Каменке гостит тоже. А кстати, где сам - то Раевский? Да вот же он, тоже сидит в кресле!  На звук отворенной Ипполитом двери  все собравшиеся в зале резко головы повернули. И в глазах у народа мелькнуло удивление и изумление появлением лицо постороннего. Лишь Николай радостно улыбнулся и подошёл быстро к Муравьёву - Апостолу, пожав руку ему:
- А, Ипполит, вот и ты, наконец - то!  Как добрался, всё ли хорошо?  Господа и дамы, простите, что так бесцеремонно прерываю репетицию нашу, но позвольте представить вам моего приятеля, Ипполита Муравьёва - Апостола.

Отредактировано Ипполит Муравьёв-Апостол (2021-09-11 21:42:19)

+2

9

- Конечно! И к тому же, вы очень устали! - подхватил Пушкин. - Вы, Софья Николаевна, уже несколько часов на ногах... Поберегите себя, сделайте перерыв.
Его голос, его тон выражали столько истинной заботы и сожаления, что Софи просто не посмела спорить. Катрин, впрочем, не сумела дождаться ее ответа и своими словами чуть ли не буквально начала выдворять ее из постановочного пространства.
- Я всем мешаю, - еле слышно шепнула Софья, взглянув в горящие ревностью глаза кузины. - Пойдем, и правда, туда, где сквозняк.
Дверь в сад была открыта настежь. Дверь в комнаты тоже. Рядом с нею были окна, их тоже растворили и хорошенько занавесили шторами, чтобы жар от закатного солнца не проникал в гостиную, уже достаточно прогретую гарью мыслей и чувств присутствующих.
Софи села у окна, рядом с дверью в холл, напротив двери, ведущей в сад. Туда же пришел и Александр Сергеевич, сев чуть поодаль, чтобы быть в центре комнаты, в месте самого выгодного обзора.
Едва почувствовав движение воздуха, Софи уловила аромат цветущих деревьев, и ей стало легче.
- Сейчас немного посидим, и можно было бы пройтись по саду... - она оглянулась на тяжелые шторы, за которыми мутным шаром поблескивало заходящее солнце. - Скоро как раз к ужину позовут... Вон бабушкины приживалки уже подтягиваются.
Софи увидела за гардинами тени медленно совершающих свой променад привычных в этом доме пожилых дам, постоянных собеседниц хозяйки дома.
На слова Марии Пушкин отреагировал многозначительной долгой улыбкой. Софи старалась не смотреть на него, она наблюдала за тем, как Катерина и Аглая Антоновна, одна презрительно, другая вальяжно выходили к креслам на площадке для репетиций. Аглая Антоновна ни слова не умела произнести толком по-русски. Пьеса категорически не принимала ее, и не понимал это разве что ее супруг, играющий Фамусова и с удовольствием проявляющий к ней ласки интимного характера, как предполагалось по отношению к Лизе, которую и вышла репетировать Аглая Антоновна.
- Постойте! - возмутился Николя предложению своего друга. - Так мы не пройдем эту сцену?.. - но заметив взгляд Пушкина, осекся и прибавил с улыбкой. - Мне, как видите, тоже тяжело покидать сценические подмостки!..
Общий смешок снял часть напряжения, царящего в этот момент в воздухе.
- Я тоже хотела бы начать с самого начала, - отозвалась кузина Катрин. А Китти Давыдова, переглянувшись с Мари Бороздиной, предполагающей себя в роли Лизы, застыла в изумлении и, раскрыв веер, собралась насмешливо наблюдать за процессом.
Пушкин сделал неопределенный взмах рукой, который можно было бы перевести как "Делайте, как вам угодно", и сел в кресло рядом с Мари.
- О, да... - желая понять, для чего Пушкин вывел на смену ей именно эту нелепую кандидатуру, а не Машеньку Бороздину, давно готовую к репетиции и прекрасно знающую текст Лизы, Софи растерянно пожала плечами, коротко взглянув на хитро глядящего в этот миг на нее поэта. И тут у нее все сложилось. О сделал это специально! Чтобы она не вздумала переживать, что ее роль отдадут той же Мари или Китти. Во всяком случае, Софи почувствовала себя гораздо свободнее после этого взгляда, но глаза опустила, чтобы не смутиться еще больше, чем она уже смогла.
В этот миг в холле раздался посторонний шум, все повернули голову, ожидая увидеть кого угодно, только не нового гостя. Вошедший молодой человек был на вид одного возраста с Софьей и своим появлением затронул в ее душе какие-то давно забытые смутные воспоминания. Он выглядел чуть утомленным дорогой, которую проделал, видимо, к ним издалека, бледным, но очень воодушевленным. Этим воодушевлением, этим горящим темным взором он напоминал частых гостей дядюшки, собирающихся вечерами в его летнем домике и спорящих о чём-то до самого утра.
Николя, едва выглянув на шум шагов из-за своего укрытия, всплеснул руками и поспешил навстречу молодому дворянину.
- О, Муравьев-Апостол, я так и знала... - после представления гостя  обществу собравшихся в гостиной театралов склонилась к сестре Софья. - Постой... Ипполит?.. - уже себе вслух проговорила она, подняв брови и в одночасье вспомнив тот детский праздник, на котором она в детстве переодевалась мальчишкой и даже умудрилась несколько часов водить за нос истинных мальчиков, в числе которых был и этот Ипполит... О, да, теперь-то она его точно узнала и позволила себе улыбнуться, кивая и встречаясь со ставшим довольно симпатичным юношей приветливым взглядом. Она чуть толкнула локтем сестру:
- Вспомнила его?

Отредактировано Софья Раевская (2021-09-18 13:50:39)

+2

10

Мария Николаевна покачала головой, но не стала сейчас продолжать эту тему. Она знала, что если сестра чем-то расстроена, то оно или несколько неверных слов могут совсем обидеть ее. Как было совсем недавно, когда в саду она заговорила с ней про Александра Сергеевича Пушкина. Теперь Мария Николаевна старалась быть осмотрительной и не затрагивать чувства сестры. Поэтому она лишь сказала:
- Пойдем, здесь душно.
В гостиной было действительно намного легче. Даже Мари почувствовала, что дышится ей намного проще. Все окна были открыты, и Мария с наслаждением вдохнула чистый и свежий воздух, который доносился из сада. Погода в мае стояла очень теплая, и Мария Николаевна с улыбкой подставила лицо свежему ветерку, который наполнял всю гостиную. Раевская была уверена, что Александр Сергеевич обязательно продолжит репетицию, но он сел поодаль, предпочитая смотреть репетицию отсюда. Мари не смогла сдержать улыбки, увидев это. Все было так хорошо и спокойно, что казалось, что тревоги дня, вызванные репетицией, постепенно отступали. Вот так бы и сидеть здесь до ужина, или, правда, как говорит Софи, пойти прогуляться в сад?
- И правда, - сказала Мария Николаевна, - идут.
Мари перевела взгляд на Екатерину Андреевну и Аглаю Антоновну. Выглядело все это еще более комично, чем Мария ощущала себя. В Екатерине Андреевне не было никакой живости, она очень боялась забыть слова, путалась, запиналась. Играла она тускло и не интересно. Аглая Антоновна и вовсе не могла говорить по-русски. Все это больше походила на какой-то фарс, чем на репетицию. Но, следовало отметить, что Аглая Антоновна играла вполне... самозабвенно. Когда предложили пройти заново, Мария Николаевна лишь закатила глаза. Кажется, даже Александр Сергеевич решил, что это никак не поможет репетиционному процессу, и сел рядом с Марией Николаевной.
- Мне кажется, что смотрятся они нелепо, - проговорила тихо Мария Николаевна то ли Александру Сергеевичу, то ли Софи, то ли самой себе. Но ответить ей на это никто уже не успел бы, даже если бы и понял, кому были адресованы эти слова. Послышался какой-то шум.
Все повернули головы, пытаясь понять, кто прибыл нынче в Каменку. Мария Николаевна была уверена, что это кто-то из поклонников Аглаи Антоновны. Офицеры часто приезжали в Каменку, якобы к дядюшке, но на деле, вились около Аглаи Антоновны все время.
- Муравьев-Апостол? Ипполит? - Память услужливо позволила Марии вернуться почти на десять лет назад. Тогда Мари было всего одиннадцать лет, и воспоминания были уже крайне смутными. Она помнила детский бал, на который она прибыла вместе с Софи и Алионой. Софи еще переоделась мальчишкой и разыграла там представление. И тогда там были Саша... Александр Разумовский, кажется, и Ипполит Муравьев-Апостол. Точно! Он. Так его звали. Но, Боже мой, они ведь были тогда детьми, и Мария Николаевна никогда бы не узнала в этом молодом офицере того мальчишку. Да и вряд ли бы он признал в них тех самых гостей детского бала. Если вообще их запомнил.
Мари кивнула сестре, показывая, что действительно помнит явившегося сюда и тихо проговорила:
- Что он здесь делает? Должно быть, к дяде.
Николя явно был уверен в личности вошедшего, поэтому и стал тем человеком, который Ипполита всем собравшимся. Ему же выпала честь и представить всех тех, кто находился в гостиной.
Репетиция и так была уже сорвана к величайшему неудовольствию Екатерины Андреевны и Аглаи Антоновны. К тому же, совсем скоро должны были звать на ужин. Да и Пушкин искренне заинтересовался прибывшим гостем, и счел возможным репетицию продолжить уже позже.
- Вы подоспели почти к премьере,- сказала Мария Николаевна Ипполиту Ивановичу. - Если вы задержитесь у нас чуть дольше, то, несомненно, увидите премьеру. Или, может быть, Александр Сергеевич, нам нужны еще актеры? Я думаю, что Ипполит Иванович не откажет нам в подобной просьбе. А если он откажет нам, то вам, Александр Сергеевич, не посмеет.

+2

11

Радостное и бодрое приветствие Николая воодушевило чрезвычайно. Как всё - таки хорошо, что повезло ему подружиться ещё во время московского сидения в отчем доме, в одиночестве и скуке, с таким прекрасным и интереснейшим человеком самой широкой души, как Николай! И ещё лучше, что у Николая такая хлебосольная и радушная родня, которой гость незваный, заехавший проездом, не хуже татарина, а вполне себе нормальное событие. Широко улыбаясь Николаю, Ипполит весело сообщил:
- Всё лучше некуда, дорогу на диво хорошо перенёс! Хотя, признаться, сомневался сначала, стоит ли всё - таки заезжать сюда, или же лучше путь прямо в Васильков держать. Но теперь вижу, что в выборе вовсе не ошибся. 
Барышни юные исподтишка рассматривали Ипполита, старясь скрыть любопытство своё всеми силами. Темноволосая и высокая девушка, по вид постарше чуть, показалась смутно знакомой, будто видел где - то уже юный Муравьёв - Апостол эти чёрные пронзительные глаза,  эту изящную, лёгкую. фигурку. Но нет, это кажется ему, наверное. Знакомых барышень юных у него в принципе нет пока - в детстве общался он строго с мальчишками, в свет пока не выезжает, да и нигде, кроме училища, не бывает. Только вот и вторая барышня, с более светлыми локонами и по виду примерно одногодка Ипполита, вызывало то же самое ощущение знакомства уже состоявшегося когда - то. А какой взгляд дивный у второй барышни, чарующий просто!  Да и лицо такое нежное - нежное, светлое, трогательно - невинное.  Бог мой, да ведь девушка эта красавица просто писанная!  С неё портреты бы художникам прославленным писать впору!  Надо поскорее попросить Николая представить его барышням этим, особенно той, что так хороша, как первоцвет, после зимнего снега появившийся на проталине! Николай же мысли приятеля словно прочитал, и взялся представлять Ипполиту собравшуюся в комнате публику. Дамы постарше - Екатерина Андреевна и Аглая Антоновна Давыдовы, которым юный Муравьёв - Апостол любезно ручки поцеловал. Пушкин собственной персоной, взглянувший на Ипполита с интересом и любопытством огромным. А, вот дошёл черёд и до барышень, столь заинтересовавших его!  Николай с широкой улыбкой представил девушке:
- Мои младшие сестрицы, Софья Николаевна и Мария Николаевна Раевские.
Раевские... Боже правый, ну, конечно! Тот детский бал на Рождество, ещё в доме у тётушка Катерины Фёдоровны, когда было ему 10 лет,  и сёстры Раевские, Маша и Соня. Значит, вот как изменились они за годы минувшие, в прелестнейших барышень из девчонок превратились! А он - то, дурень, не признал сразу их, хотя фамилию ведь помнил неплохо! Мария - красавица истинная, наверняка окружена поклонниками давно уже. Но куда уж ей до младшей, Софьи!  Где та девчушка озорная, так ловко водившая его за нос и представлявшаяся уверенно мальчишкой, и на мальчишку даже повадками похожая?  Прекрасная девушка, изящная, явно отличающаяся отменными манерами, скромная, трогательно - чистая и робкая немного - вот в кого превратилась девчонка та за годы прошедшие!  Улыбнувшись девушкам обеим, Ипполит склонился сначала к ручке Марии:
- Безмерно рад  познакомиться с Вами снова, Мария Николаевна, по совести скажу, мудрено Вас было узнать! Мы ведь встречались много лет назад в Петербурге на детском балу  в доме тётушки моей Катерины Фёдоровны!
Вот теперь можно и поцеловать ручку Софье Николаевне, прекрасной Сонечке, как в мыслях уже хотелось называть эту девушку чудесную отчего - то. Осторожно коснувшись губами  мягкой, лёгкой ручки девичьей, Ипполит с неподдельным восторгом произнёс:
- Очень рада снова видеть Вас, Софья Николаевна, и не могу не выразить своего восхищения вашей дивной несравненной красотой. Надеюсь, Вы помните меня ещё? 
О, счастье, разговор перешёл на тему постановки театральной! И правда, значит, в Каменке готовят любительский спектакль!  Ну, тогда уж верно. Ипполит не простит себе, если не останется до премьеры его в имении гостем. Тем более так хочется получше узнать барышень Раевский, особенно - милейшую Сонечку, так трогательно сейчас смущающуюся, снова возобновить то дальнее мимолётное знакомство! А кстати, ведь барышень Раевских же на том празднике было три точно. И Николай не раз упоминал, что незамужних сестры младших у него три. Как же третью - то звали сестру Раевскую? Ах да, Елена, Алиона! Она ведь тогда Сашкино внимание и привлекла, красивая такая почти взрослая барышня была уже. Интересно, отчего же сейчас барышни Раевские незамужние не в полном составе?  Впрочем, хватит размышлять и строить предположения, Мария Николаевна ведь задала вопрос уже!  И, кстати, спросила как раз, не желает ли он до премьеры остаться погостить.
- Вот так оказия, думал, лишь приятеля повидать ненадолго заглянуть, а попал на премьеру спектакля почти что, оказывается!  Раз прекрасная дама просит, кавалеру отказывать негоже. Да мне, сказать честно, прелюбопытно будет на премьеру эту взглянуть. Так что если хозяева дома этого на порог мне не укажут, останусь до премьеры, почему бы и нет?  И коль потребуется, могу сыграть роль какую - то, на память не жалуюсь пока ещё, а искусство - дело святое.   

+2

12

Ипполит Муравьев-Апостол, которого она помнила, ни в какое сравнение не входил с тем юношей, что прервал их репетицию своим неожиданным появлением. Не сказать, что он оказывал какое-то особенное впечатление: барышни и дамы Каменки уже давно привыкли к лучшим из лучших кавалерам в гостях у хлебосольной Екатерины Николаевны, но что-то необычное в открывшейся вдруг мягкости нынешнего посетителя, совершенно не приметной в детстве, с первого взгляда привлекало к себе внимание. Конечно, он очень вырос, возмужал - это естественно. С легкой улыбкой Софи отметила про себя, что юный офицер был почти на полголовы выше Александра Сергеевича, что, однако, никак не умаляло последнего в ее глазах.
- О, они все к дяде!.. - вполголоса насмешливо подхватила Софи, уловив легкий флёр намека в предположении Мари. Впрочем, младший брат того Муравьева-Апостола, которого она видела в имении не единожды, мог и впрямь явиться по их "тайным" делам к другому дяде, Денису Васильевичу, что грозился быть на премьере по приглашению Пушкина.
Когда стало очевидно, что репетиция прервется до самого вечера, и слуги начали передвигать мебель, готовя гостиную к ужину, все собравшиеся театралы постепенно перебрались в сияющий весенней свежестью и источающий дивные ароматы сад. Аллей и различных тенистых островков отдыха здесь было предостаточно, и все, поначалу аккумулируясь интересом к вновь прибывшему гостю Каменки, со временем рассеялись по всему парку.
Софи сразу обратила внимание, как молодой Муравьев-Апостол смотрит в ее сторону. Да что там, все, должно быть, это заметили: Ипполит Иванович и не думал скрывать своего интереса к ней. Его теплый взгляд смущал барышню, не привыкшую к столь откровенным проявлениям чувств не к кому-либо еще, а именно к себе. Она вообще только и преуспела, выйдя прошлой весной в свет, разве что в умении оставаться в тени ради любопытных наблюдений за окружающими, а тут!.. Ипполит будто летним ветерком оглаживал ее лицо откровенной искренней нежностью. Софи была взволнованна еще до того, как Николя представил ее бывшему знакомцу, ведь она поняла, что ее рука сейчас не прикрыта спасительной тканью перчатки: костюм Лизаньки не предполагал подобных изысков, а значит, постепенно вплетающийся в обычную манеру общества приветственный поцелуй дамской ручки, который казался верхом непотребства и так шокировал ее на том памятном и огораживающим от остальных здесь присутствующих их повзрослевшую троицу детском балу, пережить будет гораздо сложнее.
Его рука, конечно же, как и у всех, была затянута в перчатку, но это не помогало Софи не чувствовать трепет ладони молодого человека, когда он склонился перед ней в поклоне. Она потупила взор и постаралась поскорее освободить свою кисть от контакта, но так, чтобы это не выглядело неприятием или, паче чаяния, не выказало хоть малую толику неуважения к очаровательному гостю. Ей было внове не знать, что делать с легким следом поцелуя на коже, который стеснял ее не меньше грудной интонации и самого порывистого комплимента в первом обращении к ней Ипполита Ивановича.
Но губы сами улыбнулись в ответ, а голос неожиданно для самой Софи проникся ласковым протестом:
- Не стоит мужчинам при каждом удобном случае пренебрегать девичьей памятью, - впрочем, поднять глаза Софи так и не посмела: совсем близко был Пушкин, и ощущение неловкости в его присутствии в ее душе лишь нарастало. - Тот бал я помню... Как знать, - наконец, блеснула она смешливым взглядом в адрес сестрицы, - может быть, именно на нем я начала готовиться к примерке не свойственных себе ролей.
- Как интересно! - заинтригованно подхватил Пушкин, вынудив Софи изумленно взмахнуть ресницами и на какой-то миг привлечь к себе его ветреное внимание. - Что это был за бал? Расскажите поподробнее, пожалуйста? - их общее неспешное продвижение к выходу из гостиной усугубилось присоединившимися к компании Раевских, Пушкина и Ипполита Ивановича Аглаей Антоновной и ее четырнадцатилетней дочерью, и разговор вернулся к привычной всем французской речи.
Софи растеряно оглянулась на Мари, и та, приняв этот негласный сигнал о помощи, взяла инициативу на себя и легко и непринужденно перевела беседу к их нынешней постановке.
- Да, - благодарно сощурившись сестре совершенно детской ужимкой, дополнила Софи. - У нас необыкновенно чудная пьеса! Слышали о таком авторе, как Грибоедов?..
Но уловив почти невесомые изменения в настроении поэта, Софи поспешила добавить, обращаясь уже непосредственно к нему:
- Ах, Александр Сергеевич, там абсолютно нечего рассказывать!.. Обычные детские карнавалы с переодеваниями юных барышень в мальчишек и наоборот, - будто извиняясь, склонилась девушка, чтобы заглянуть под полуопущенные веки человека, которому еще менее четверти часа назад не смела и слова поперек сказать. Теперь же, распознавая в атмосфере настоящего волны кардинальных изменений, Софи саму себя изумляла своей изящной непосредственностью. Представить себя сорвавшейся в ребячливом порыве с места и парящей в причудливом танце возле кустов цветущей сирени уже не казалось ей нонсенсом - скорее, забавной прихотью, которая развеселила бы всех, да и только, а не заклеймила ее сумасшедшей, как Чадского в пьесе, в глазах окружающих.
Александр Сергеевич казался уже довольным вернувшемуся к нему дамским расположением и ответил сначала Софи, а потом и Маше:
- Ну не скажите! Именно это и интересно слушать во всех подробностях. Барышни по обыкновению бесконечно милы в несвойственных себе ролях и нарядах, - и сверкнув какой-то уланской искоркой в глазах, зажегшей на щеках Софи чуть заметный румянец, как ни в чем не бывало, обратился к Мари. - Что ж, скажу Вам, как на духу, милая моя Софья Павловна! При всем стремлении моем быть "чуть свет у ваших ног", я чувствую полную свою некомпетентность в облике любимого нашего героя. Более того, чем глубже его постигаю, тем с большим рвением хочу изменить! Так что явление Ипполита Ивановича, коль уж он и вправду захочет остаться и выучить роль, скажем... ммм... - он оглянулся на Николя, - Молчалина... - здесь интонация его прозвучала почти вопросительно, а затем, видимо, найдя искомый отклик в лице младшего из братьев Раевских, вновь приобрела краски уверенного и почти веселого предложения, - я буду только рад уступить свою нашему общему с вами другу, Ипполит Иванович. Я же останусь только на правах советчика. Быть может, освободив себя от столь существенного обременения, я именно в этом окажусь полезнее?.. Кто знает!
Услышав ответ Ипполита все, включая Софи, в смешанных чувствах зааплодировали новому участнику постановки.
С одной стороны было безмерно жаль терять такого талантливого исполнителя главной роли, как Александр Сергеевич, а с другой - даже Софи давно уже казалось, что Николя и впрямь лучше понимает этот чудесный образ непризнанного героя.
Что же касается самого сюрприза в лице юного офицера, ныне волею случая решившего быть причастным к их домашнему спектаклю, Софи не знала, что и думать. Если Ипполит Иванович и впрямь будет репетировать Молчалина, то... - от одной мысли об этом у Софи свело лопатки и вся кожа покрылась мурашками, - у них же там есть сцена откровения Молчалина с Лизой! Ох, осилят ли они оба такое испытание теперь, когда для Софи внимание к себе сего миловидного кавалера столь очевидно?
Впрочем, зачем гадать: быть может, роль Лизы отдадут вон Машеньке Бороздиной - она так хочет!..

Отредактировано Софья Раевская (2021-10-15 09:17:03)

+1

13

Ничего удивительного не было в том, чтобы дядюшка принимал многих гостей. К тому же, Аглая Антоновна всегда была к ним особо расположена. Мари кинула быстрый взгляд на сестру, стараясь не рассмеяться, но губы все равно растянулись в довольной улыбке. Софи тоже замечала то, о чем думала сейчас Мария Николаевна. Но такое положения дел нисколько не могло удивлять. В доме Давыдов всегда было много гостей, но это не мешало радоваться новым гостям. К тому же, если речь шла о близких друзьях родственников Александра Львовича. Сначала это был Александр Сергеевич Пушкин, чему Александр Львович был очень рад и горд от этого. Теперь вот пожаловал один из сыновей Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола, о котором говорили в обществе не мало. К тому же, если Марии Николаевне не изменяла память, то они действительно виделись и прежде. Конечно, Мария Николаевна не смешила быть узнанной, да и знакомство в столь юном возрасте ни к чему не обязывало. Даже к тому, чтобы помнить, что они когда-то вместе были на одном детском балу. Но Николя представил своих сестер и, кажется, их имена и фамилия показались гостю знакомыми.
- Здравствуйте, Ипполит Иванович, - ответила Мария Николаевна на приветствие гостя, улыбаясь. - Рада познакомиться с вами познакомиться. Снова.
Ипполит Иванович обратил свой взор на Софи, и Мария Николаевна подошла чуть ближе к брату, который радовался приезду своего друга. Как только заговорил Александр Сергеевич, Мари поймала взгляд сестры и тоже заговорила, вторя ей.
- Софи права. Нечего и говорить о нем. Должно быть, мы не вспомним и половины из того, что произошло тогда. Право слово, Александр Сергеевич, мы все бывали на подобных балах в детстве, разве сейчас эта интересная тема для разговора? В несвойственных ролях? О чем вы, Александр Сергеевич? Я решительно вас не понимаю. Давайте лучше Ипполиту Ивановичу расскажем про нас спектакль?
И правда, что было такого в этом детском балу? Почему все вдруг всполошились вокруг него? Мари помнила, что на этом балу Софи переоделась в мальчика, но разве сейчас это было важно? Мари даже не помнила все подробности бала, не то, чтобы вести рассказы о нем.
- И верно, и правда, пусть Ипполит Матвеевич сыграет Молчалина, - Мария Николаевна вздрогнула, услышав голос Аглаи Антоновны, которая подходила к ним очень любезно улыбаясь. Пожалуй, даже чересчур любезно. - Конечно, с вашего разрешения, Александр Сергеевич. Не могли бы вы представить меня нашему гостю? - Она обворожительно улыбнулась, обращаясь к Николя, полностью ощущая себя хозяйкой положения на правах хозяйки дома.
Николя был вынужден выполнить просьбу своей тети, и Аглая Антоновна продолжала очаровательно улыбаться Ипполиту Ивановичу.
- Как я рада видеть вас гостем в моем доме!
Вскоре появилась и Мария Бороздина. Она переглянулась с Аглаей Антоновной. Мари вновь подошла ближе к Софи, кладя руку ей на локоть.
- Пойдем, Софи. Скоро ужин.
Действительно, нужно было успеть переодеться к ужину, ведь до этого сестры Раевские были одеты к репетиции. К тому же, Мари не терпелось поговорить с Софи, ведь она видела, какое замешательство вызвало появление Ипполита Ивановича. Прежде такое смущение она видела у сестры только к Александру Сергеевичу, но, возможно, Софи просто испугалась, что Ипполит Иванович вспомнит ее шутку с переодеванием? Но ведь тогда они были просто детьми. Разве можно было так переживать из-за этого?
Когда Мари вошла в свою комнату, куда позвала и Софи, и прикрыла за собой дверь, чтобы их никто не услышал, она тут же заговорила.
- Ты видела, как Аглая Антоновна обрадовалась гостю? - На губах у Мари появилась улыбка. - Как же она любит новые лица! Право слово, наш дядюшка, кажется, слишком добр к ней.
Мария Николаевна покачала головой, остановив взгляд на сестре.
- Да что же с тобой? Ты будто бы в лице изменилась? Неужели из-за репетиции? Завтра будет еще одна, все будет хорошо, - Мари подошла к сестре и взяла ее за руку.

+1

14

- Тогда вы были просто очаровательны, Софья Николаевна, должен признаться!  И памятен тот бал давний мне и встречей и знакомством с вами во многом.  Не сочтите за грубую лесть, но вы и правда из девочки той превратились в прелестнейшую барышню, которая, уверен, разбила уже не одно мужское сердце.
Но что это, отчего же Софи прелестная так робеет и смущается? Неужели же не привыкла к мужскому вниманию?  Но как это возможно, с такой дивной, потрясающей красотой? Уж конечно, Софи выезжает на балы, и там окружена вниманием поклонников, как же иначе - то может быть?  Разве может хоть кто - то из молодых людей остаться равнодушным к такой красавице необыкновенной?   Куда там сестрице её,Мари - Софи прекрасная затмевает сестру, как солнце яркое блеклые на его фоне звёзды,.
А вот Софи и снова заговорила. Значит, здесь ставится пьеса господина Грибоедова?  Ещё интереснее, слава этого драматурга вперёд него ведь бежит, даже в училище говорят о нём, и очень даже много.  Тепло улыбнувшись Софи, Ипполит кивнул головой
-  Слышал и очень много, искренне жалею, что прочитать ничего из его произведений не удалось пока - библиотека в училище колонноважатых новинками книжными не изобилует, увы. Поэтому вдвойне рад буду остаться до премьеры и увидеть хотя бы одно произведение господина Грибоедова в сценическом исполнении.
Снова разговор свернул на тему детского давнего праздника с подачи Пушкина. Ну уж нет, при всём уважении заочном к Александру Сергеевичу, в подробности того маскарада детского лучше его не посвящать.  Ещё сочинит эпиграмму какую, или пьесу или повесть напишет, а слава такая кому ж нужна?  Так что Ипполит лишь поддакнул барышням Раевским:
- Это был всего лишь детский маскарад, давно и забытый почти лично мною, только тем, что на нём состоялось моё знакомство с Софьей Николаевной и Марией Николаевной, и памятен она мне. Но теперь. кажется. забыть полностью тот маскарад мне будет сложнее намного.
О, счастье, снова Пушкин заговорил о пьесе репетируемой!  Даже предложил Ипполиту принять участие в ней, исполнив одну из ролей.  Ну, раз уж он дол премьеры решил не трогаться из гостеприимной Каменки никуда, так почему бы не попробовать себя в качестве актёра?   Возожно, это поможет  больше времени проводить прд благовидным предлогом репетиций и с милейшей Софи. Так что даже без раздумий Ипполит ответил с улыбкой:
- А знаете, соглашусь с радостью!  Театр - величайшее из искусств, разве же могу я упустить возможность хоть немного к нему приобщиться?  Так что репетировать роль готов начать в любое время, пока слова не выучу, с книгой в руках, а после и по памяти уже.

А интересно, кого играют в постановке барышни Раевские? Чудесная Софи, судя по костюму, какую - то служанку или камеристку, а вот Мари и не благородную даму очень даже тянет.
Собравшиеся в гостиной плавно задвигались в сторону выхода, а слуги принялись возиться с расстановкой мебели по местам. Ах да, помещение же готовят к ужину, верно!  Публика перебралась в чарующий, просторный сад. По пути присоединились к честной компании дама отчаянно молодящаяся, кажется, Аглая Антоновна, хозяйка дама. и совсем юная барышня. Первая быстро сама попросила представить ей Ипполита, так что  поневоле пришлось после вежливого представления по форме вступить в любезную беседу. Аглая Антоновна воодушевлённая, кажется, задалась целью Ипполита напрочь заболтать и забросать вопросами различными. А оборвать даму на полуслове - ну, это уж совсем некомильфо. за беседой вынужденной юный Муравьёв - апостол даже не заметил, как исчезли куда - то обе барышни Раевские - наверное, к ужину переодеваться поспешили уже. Вообще - то, и ему, Ипполиту. хорошо бы сменить дорожную одежду запылившуюся, чтобы к ужину не выходить в ней прямо.  Но куда так - хозяйка дома так увлеклась беседой, точнее, монологом своим, что даже пытаться вежливо откланяться и удалиться бесполезно было юы.

+2


Вы здесь » 1825 | Союз Спасения » Эпизоды » "Горе от ума". Перед премьерой.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно